Автор: Н.У. Ахмеров
В начале этого года в средствах массовой информации РФ появилась информация о том, что правительство Великобритании приняло постановление, разрешающее вмешательства в геномы эмбрионов, получаемых путем внекорпорального оплодотворения. Как известно, практика получения таких эмбрионов распространена и широко используется для нужд суррогатного материнства.
Однако до настоящего времени все манипуляции с генами человеческих зародышей с целью улучшения их жизнеспособности или придания им новых качеств были законодательно запрещены. Разрешения касались только митохондриальной ДНК, которую в некоторых случаях могли заменять в пределах яйцеклеток. О том, что можно вмешиваться в генетический код уже развивающегося зародыша речи не было.
Таким образом, в настоящее время совершен еще один важный шаг в направлении к «конструированию» человеком своего собственного генома. И не стоит обманываться тем, что речь идет только о разрешении исследований по изменениям генотипов человеческих эмбрионов. Рано или поздно результаты этих исследований должны будут переходить в сферу медицинской практики. Иначе работы в этом направлении были бы бессмысленными, так как для получения чисто научных данных вполне хватило бы экспериментов с эмбрионами животных (в том числе и эмбрионов высших приматов).
Естественно, что все происходящее в сфере генетических модификаций человеческих эмбрионов связано не только с проблемами медицины. В гораздо большей степени это связано с проблемами человеческой этики и с базовыми представлениями о природной сущности человека. Ведь если процессы искусственных изменений человеческих генотипов начнут повсеместно внедряться в практику, вопрос о том, является ли человек природным существом, можно будет считать окончательно решенным. Чем более глубокими и кардинальными будут становиться эти вмешательства, тем в большей мере человек будет становиться уже не природным, а искусственным существом.
Конечно же, это будет происходить не сразу. Вероятнее всего, вначале генетические манипуляции с эмбрионами будут осуществляться в целях исправления различных генетических дефектов. Но затем неизбежно должны будут последовать манипуляции, направленные уже не на борьбу с болезнями, а на создание у человека новых возможностей его тела и психики. И чем более заманчивыми будут казаться эти новые возможности, тем активнее они будут внедряться в медицинскую практику.
В отдаленной перспективе мы можем столкнуться с вопросом о том, при какой степени изменений человеческого генома прежний вид гомо сапиенс вообще перестает существовать и заменяется иным возможно даже более совершенным существом (или существами). Да, сегодня эта перспектива выглядит фантастично. Но нельзя сказать, что она в принципе не осуществима. Наблюдающийся в последние годы стремительный прогресс молекулярной биологии говорит о том, что такое осуществление – только вопрос времени.