Автор: Е.А. Рыбкина
Феномен Кремниевой долины в книге Эрве Лебре «Стартапы. Чему мы ещё можем поучиться у Кремниевой долины» предопределяется эпиграфом к предисловию книги «Ничто великое в этом мире не было создано без страсти». Страсть зарождается в людях, в сочетании амбиций и уверенности в себе. Следовательно, главным феноменом Кремниевой долины, являются люди и среда, в которой они взаимодействуют, культивируя в себе эту страсть.
Уроки Кремниевой долины
- необходимо создавать оптимальные условия для реализации амбиций уверенных в себе людей (зачастую, молодых и энергичных). Основателю корпорации Dell было 19 лет, а средний возраст основателей 13 крупнейших американских концернов в период стартапа составлял всего лишь 27,5 лет, тогда как в Европе — 33,5. Европейцы в среднем на 5-10 лет позже приходят к мысли завести собственный бизнес, чем американцы, предпочитая сначала поработать в стабильно работающей компании. Амбиции молодости, сталкиваясь с условиями экономического уклада Европы, вытесняют наиболее честолюбивых в Америку, а те, что остаются, вынуждены умерить «инновационный задор». В результате средняя капитализация 10 инновационных компаний-лидеров Америки и Европы в 2006 году отличалась на порядок: $97 млрд. в США и $9 млрд. в Европе.
- рекомендуется привлекать людей (гениев), способных трансформировать идею и технологию в конечный продукт. При этом помнить, что гений – это 10% вдохновения и 90% усердия.
- необходимо исключать или минимизировать компромиссы, особенно в вопросах подбора персонала на открытые вакансии. В отрасли, где постоянно ощущается прессинг времени, любой игрок всегда ищет наилучшего партнёра. Репутации создаются стремительно, и поиск лучших из талантливых не прекращается, будь то сотрудники, партнёры, подрядчики или поставщики услуг.
- требуется обеспечивать взаимосвязь и взаимозависимость профессионалов: профессора высших учебных заведений (профессионалы в своём научном направлении, имеющие связи) + студенты (предприниматели, не имеющие глубоких научных познаний и связей, но предприимчивы) + венчурные фонды (капитал).
- необходимо формировать и давать возможность самостоятельно формироваться мини-командам, в идеале состоящим из 3 человек. Оптимальное число основателей в компаниях Америки и Европы, ставших сегодня гигантами, примерно равно — 2,5 и 2,77 человека соответственно. Особенно успешны венчурные капиталисты, являющиеся профессиональными инвесторами, в найме и создании команд! Интересно: Googleформирует команду, нанимая людей, исходя из их потенциала, и далеко не всегда – на конкретный проект или позицию.
- рекомендуется давать возможность каждому сотруднику использовать 20% своего рабочего времени на выбранный самостоятельно проект. Такая свобода творчества не только помогает добиваться успеха, но и делает компанию более привлекательной для сотрудников. Эти послабления нацелены на повышение мотивации и повышение производительности труда.
Стартапы: опыт Стэнфордского университета
Стартап (startup- в пер. с англ. «запуск») – компания, которая родилась из идеи и обладает потенциалом превратиться в крупную компанию.
Спин – офф (spinoff– в пер. с англ. «выйти из штопора, развиваться») – стартап, созданный на основе идеи, полученной в рамках уже существующей организации, будь то университет или иначе структура.
Распределение акционерного капитала в Стэндфордском университет происходит по определённым правилам. В обмен на финансирование исследований, защиту и поддержку аспирантов на начальном этапе создания компании университету причитается доля в новом проекте. Стартап получает лицензию на право эксклюзивного использования технологии и связанных с ней программных продуктов. Университетская доля составляет 3-5% от акций стартапа на момент создания и может быть защищена соглашением о неразмывании доли до проведения первого раунда финансирования. В соглашении с университетом также могут быть предусмотрены роялти в пользу Стэнфорда от будущих продаж.
Участники проекта:
1. Профессор (консультант + связи). Для реализации стартапа приглашается профессор, которому даётся 1-2 года академического отпуска для развития идеи, чтобы увеличить шансы проекта на успех. Далее он возвращается в вуз.
2. Аспирант (студент).
3. Университет.
Оценка и распределение долей происходит, исходя из коэффициента полезного участия в проекте. Пример такого распределения представлен в таблице 1.
Таблица 1. Оценка и распределение долей акционерного капитала
Далее при 2 и 3 раундах финансирования (привлечении венчурных фондов) происходит размывание долей акционерного капитала.
Участие в акционерном капитале стартапов для Стэндфордского университета обусловлено, в первую очередь, созданием новых рабочих мест, ценных продуктов, что, в свою очередь, делает Кремниевую долину ещё более известной. В подтверждение цифры: Googleпринесла Стэндфордскому университете $336 млн. за 20 лет (срок жизни патента), что составляет менее $20 млн. в год. Годовой бюджет Стэнфорда в 100 раз больше. И, как правило, изобретения, сделанные в Стэнфорде, приносят самому кампусу гораздо меньше денег.
В заключение представлю высказывание Пола Грэма в статье «Как стать Кремниевой долиной?». Для создания технологического центра необходимо два типа людей: богачи и «ботаники». Не добавляйте никакой бюрократии, не добавляйте «бетон». Чтобы привлечь и удержать достаточное количество «ботаников», нужно большое и приятное пространство. Хороший вариант – университет. Но это не должен быть «какой-то» университет, это должен быть самый лучший университет. Университет должен иметь уникальный имидж и обладать творческим потенциалом. Атмосфера должна быть творческой не только в кампусе, но и в окрестностях, чтобы всем «ингредиентам» было комфортно в этом пространстве. Они должны быть свежими, то есть молодыми и энергичными. Молодые и энергичные люди – основатели стартапов.
Затем все «ингредиенты» нужно надолго поместить в духовку. Духовка не должна быть слишком горячей, чтобы не погибло желание, а затем температуру нужно постепенно повышать, чтобы поддерживать энтузиазм. Для этого необходим мягкий, комфортный климат. Если все условия будут соблюдены, должен получиться интересный результат.