Авторы: А.Б. Цветкова, А.В. Шишкин
Резюме
Новый тренд современного рынка – это цифровое здравоохранение или digital healthcare, которое заботится о развитии взаимосвязанных систем здравоохранения для повышения эффективности использования вычислительных технологий, интеллектуальных устройств, методов компьютерного анализа и средств связи.
Проведенный контент-анализ показывает, что цифровая медицина становится популярным направлением развития современного здравоохранения.
Молодые потребители пока неактивны в потреблении услуг и товаров цифровой медицины. Ключевые причины – невысокая информированность о преимуществах и беспокойство о безопасности персональных данных.
Фактаж
1. В исследовании цифровой медицины приняло участие 380 человек, из них 67% женщин и 33% мужчин. 88% респондентов возрастного диапазона от 18 до 23 года, 9% от 23 до 30 лет и 3% от 30 до 35. Преобладала молодежная аудитория.
2. Выяснилось, что 89% респондентов являются пользователями смартфонов и 83% постоянно посещают социальные сети. Мобильные приложения популярны среди 63% респондентов и 10% уже имеют фитнес браслеты.
3. 62% респондентов переживают за доступ к персональным данным и требуют его контроля. Делиться данными готовы только с лечащим врачом для повышения качества лечения (38%). При условии хорошей оплаты 15% молодых потребителей в РФ изъявили желание открыть медицинским организациям доступ к личной информации для ее анализа и изучения.
4. Свыше 32% респондентов не хотят использовать в будущем какие-либо направления телемедицины. 36% - возможно, воспользуются консультированием врача по телефону. 17 % хотели бы получать сообщения в чатах и мессенджерах, а также просматривать медицинские видео-конференции.
5. Компании, которым респонденты готовы предоставить свои персональные данные: Google (31%), Apple (30,5%), Яндекс ( 14%), Microsoft (13%), Samsung (8%), Mail.ru (5%), с Facebook (2%).
6. Наиболее важные направления маркетинга цифровой медицины [11]:
- Оптимизация процесса «путешествия потребителя» от момента возникновения потребности до формирования лояльности бренду.
- Обеспечение согласованности сообщений в различных каналах коммуникации.
- Обучение маркетологов сферы здравоохранения различным новым техникам, навыкам и приемам.
- Использование онлайн данных для оптимизации инструментов маркетинга, применяющихся оффлайн.
- Понимание того, когда и где потребитель использует различные медицинские гаджеты.
- Понимание процесса, как пользователи смартфонов изучают и покупают медицинские товары.
- Использование оффлайн данных для оптимизации инструментов маркетинга, применяющихся онлайн.
Заключение
Результаты опроса российских потребителей позволяют отметить следующие тренды перспектив развития цифровой медицины среди молодежной аудитории:
- необходимо задействовать для широкого информирования обо всех возможностях цифровой медицины социальные сети (SMM), поскольку они являются актуальным каналом коммуникации.
- Должна быть проработана на уровне формирования контента сообщений и ключевых лидеров мнения проблема доверия к этому каналу информационно-просветительской пропаганды;
- повышение информированности среди молодежной аудитории в целом вызовет рост покупок соответствующих медицинских товаров, скачивание apps, поддерживающих работу этих гаджетов. В настоящий момент потребление медицинских гаджетов отмечается, как незначительное, равно как и медицинских приложений.
- нежелание делиться персональными данными медицинского характера, несмотря на то, что молодое поколение привыкло выкладывать в широкий доступ очень много информации о своей частной жизни, опровергло одну из гипотез исследования. Неконтролируемый доступ к таким данным вызывает беспокойство у молодого потребителя. Задача государства сделать все возможное, чтобы обеспечить безопасное решение данного вопроса;
- активная консолидация российских технологических компаний с отдельными лечебно-профилактическими учреждениями необходима для разработки собственных актуальных программных продуктов для цифровой медицины.
Литература
- Ассистируем медицинским исследователям, врачам, а теперь и вам. ResearchKit и CareKit. 2018. [Электрон. ресурс]
- Нас учили японцы, мы будем учить главврачей // Здравоохранение. 2017. № 3.
- Сидорчук Р.Р., Скоробогатых И.И., Мешков А.А., Мусатов Б.В., Ефимова Д.М., Тультаев Т.А., Евсеева Д. Ценностные ориентиры и потребительские предпочтения молодежной аудитории. М.: Креативная экономика, 2017. 182 с.
- Скоробогатых И.И., Гринева О.О., Ефимова Д.М., Ивашкова Н.И., Кадерова В.А., Мусатова Ж.Б., Невоструев П.Ю., Цветкова А.Б. Маркетинговые исследования и итуационный анализ. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. 340 с.
- Ульянова К. Медицина будущего: 7 главных трендов. 2017.
- Ханов А.М. Цифровое здравоохранение – ожидания и перспективы. 2018.
- Цифровая революция в здравоохранении: достижения и вызовы. 29.05.2017.
Полная версия статьи: журнал «Статистика и экономика», №6 2018