Автор: А.С. Молчанов
Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) - ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека.
В основе Б. лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды.
Источник: "Большая Советская Энциклопедия"
Оперантное обусловливание (operant conditioning) - применительно к научению используется в двух значениях. В более узком смысле с ним связывается набор процедур, использующихся при изучении процессов инструментального обусловливания. В более широком и более фундаментальном смысле термином обозначается общий теоретический подход, использующий эти процедуры и связанные с ними понятия для анализа всего спектра поведения животных и человека.
Источник: "Психологическая энциклопедия"
Актуальность
Развитие бихевиоризма позволит существенно повысить эффективность существующих методик воспитания и обучения в высшей медицинской школе.
Цель
Доказать необходимость бихевиористкого подхода в профессиональной подготовке медицинских работников.
Материалы и методы
Анализ механизмов,технологии формирования и управления поведения. Методика бихевиористских приемов обучения и воспитания.
Ключевые тезисы
- Благодаря поведенческой психологии, получены ценные данные, уточняющие механизмы психических процессов и поведения, продолжают совершенствоваться методы обучения, воспитания, управления, коррекции адаптационных механизмов. Они позволяют наладить взаимодействие специалиста с клиентами (пациентами), решать задачи экологической, экономической, клинической психологии.
- Бихевириальный анализ поведения, обогащенный количественными методами, с успехом применяется для исследования таких процессов, как механизмы выбора, регуляции и саморегуляции поведения, религиозной веры, речи, этики, исследования культуральных особенностей взаимодействия человека с ноогенной средой.
- Бихевиористский подход дает больше возможностей для изучения роли наследственности и истории развития среды на становление биосоциальных систем, чем ментализм, который занимается разгадыванием, интерпретацией логики уже совершенных и будущих поступков, а также возникающих при этом мыслей и чувств.
- Поведение и, особенно, целенаправленная деятельность личности направлены на изменение и управление ноогенной средой, которая изменяется ею в соответствии с имеющимися нуждами.
- Навыки выполнения отдельных действий и видов трудовой деятельности составляют базисный репертуар профессионального поведения.
- Бихевиоризм дает свое толкование таким понятиям, как: «гуманизм», «счастье», «совестливость», «альтруизм», «этика», «самообладание», «ответственность», «принятие решения» и другие.
- Бихевиоризм продолжает вносить существенный вклад в процесс гуманизации методов управления, что способствует сдерживанию принуждения, насилия, жестокой эксплуатации человека человеком, делая людей более свободными и счастливыми.
Заключение
Развитие бихевиоризма позволит существенно повысить эффективность существующих методик воспитания и обучения в высшей медицинской школе.
Литература
- Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере / В. И. Вернадский // Труды биогеохимической лаборатории. – М., 1980. – Т. 16. – С. 212-223.
- Зейгарник Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 287 с.
- Исмаилов А. И. Профилактика стоматологических заболеваний у лиц с умственной отсталостью: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.21 / А. И. Исмаилов. – М., 2008. – 24 с.
- Кудрявая Н. В. Педагогика в медицине: учеб. пособие для вузов / Н. В. Кудрявая. – М.: ACADEMIA, 2006. – 320 с.
- Молчанова А. С. Применение компьютерных деловых игр при изучении экономических дисциплин студентами медицинских специальностей / А. С. Молчанова, С. В. Герасимова // Психология и педагогика в высшем медицинском образовании: сборник науч. статей фак-та педагогики.
Полная версия статьи: [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 6. URL: http:// medpsy.ru http://mprj.ru/archiv_global/2011_6_11/nomer/nomer20.php