• Главная
  • О журнале
    • Концепция
    • Редакция
    • Информация для читателей
  • Текущее издание
    • Медицина и технологии
      • История медицины
      • Обзоры и лекции
      • Клинические исследования
      • Случай из практики
      • DIVIDER
      • МЕДИА
      • 2019
      • 2018
      • 2017
      • 2016
      • 2015
    • Экология и патология
      • 2019
      • 2018
      • 2017
      • 2016
      • 2015
      • Статьи
      • Медиа
    • Спорт и долголетие
      • 2019
      • 2018
      • 2017
      • 2016
      • 2015
    • Культура и общество
      • 2019
      • 2018
      • 2017
      • 2016
      • 2015
    • Дизайн среды
      • 2019
      • 2018
      • 2017
      • 2016
      • 2015
    • Колонка редактора
  • Избранное
    • 2019
    • 2018
    • 2017
    • 2016
    • 2015
  • Авторам
    • Инструкции по публикации статей
    • Инструкции по публикации медиа-материалов
  • Регистрация
  • Авторизация
Современные проблемы менеджмента в здравоохраненииПодробнее...

© 2015-2023 Электронный журнал
"Архитектура здоровья"

Бихевиористский подход в профессиональной подготовке медицинских работников

Информация о материале
Категория: Медицина и технологии

Автор: А.С. Молчанов

 

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) - ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека.

В основе Б. лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды.

Источник: "Большая Советская Энциклопедия"

 

Оперантное обусловливание (operant conditioning) - применительно к научению используется в двух значениях. В более узком смысле с ним связывается набор процедур, использующихся при изучении процессов инструментального обусловливания. В более широком и более фундаментальном смысле термином обозначается общий теоретический подход, использующий эти процедуры и связанные с ними понятия для анализа всего спектра поведения животных и человека.

Источник: "Психологическая энциклопедия"

 

Актуальность

Развитие бихевиоризма позволит существенно повысить эффективность существующих методик воспитания и обучения в высшей медицинской школе.

 

Цель

Доказать необходимость бихевиористкого подхода в профессиональной подготовке медицинских работников.

 

Материалы и методы

Анализ механизмов,технологии формирования и управления поведения. Методика бихевиористских приемов обучения и воспитания.

 

Ключевые тезисы

  1. Благодаря поведенческой психологии, получены ценные данные, уточняющие механизмы психических процессов и поведения, продолжают совершенствоваться методы обучения, воспитания, управления, коррекции адаптационных механизмов. Они позволяют наладить взаимодействие специалиста с клиентами (пациентами), решать задачи экологической, экономической, клинической психологии.
  2. Бихевириальный анализ поведения, обогащенный количественными методами, с успехом применяется для исследования таких процессов, как механизмы выбора, регуляции и саморегуляции поведения, религиозной веры, речи, этики, исследования культуральных особенностей взаимодействия человека с ноогенной средой.
  3. Бихевиористский подход дает больше возможностей для изучения роли наследственности и истории развития среды на становление биосоциальных систем, чем ментализм, который занимается разгадыванием, интерпретацией логики уже совершенных и будущих поступков, а также возникающих при этом мыслей и чувств.
  4. Поведение и, особенно, целенаправленная деятельность личности направлены на изменение и управление ноогенной средой, которая изменяется ею в соответствии с имеющимися нуждами.
  5. Навыки выполнения отдельных действий и видов трудовой деятельности составляют базисный репертуар профессионального поведения.
  6. Бихевиоризм дает свое толкование таким понятиям, как: «гуманизм», «счастье», «совестливость», «альтруизм», «этика», «самообладание», «ответственность», «принятие решения» и другие.
  7. Бихевиоризм продолжает вносить существенный вклад в процесс гуманизации методов управления, что способствует сдерживанию принуждения, насилия, жестокой эксплуатации человека человеком, делая людей более свободными и счастливыми.

 

Заключение

Развитие бихевиоризма позволит существенно повысить эффективность существующих методик воспитания и обучения в высшей медицинской школе.

 

Литература

  1. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере / В. И. Вернадский // Труды биогеохимической лаборатории. – М., 1980. – Т. 16. – С. 212-223.
  2. Зейгарник Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 287 с.
  3. Исмаилов А. И. Профилактика стоматологических заболеваний у лиц с умственной отсталостью: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.21 / А. И. Исмаилов. – М., 2008. – 24 с.
  4. Кудрявая Н. В. Педагогика в медицине: учеб. пособие для вузов / Н. В. Кудрявая. – М.: ACADEMIA, 2006. – 320 с.
  5. Молчанова А. С. Применение компьютерных деловых игр при изучении экономических дисциплин студентами медицинских специальностей / А. С. Молчанова, С. В. Герасимова // Психология и педагогика в высшем медицинском образовании: сборник науч. статей фак-та педагогики.

 

Полная версия статьи: [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 6. URL: http:// medpsy.ru http://mprj.ru/archiv_global/2011_6_11/nomer/nomer20.php

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет

Закрепленные

Понравившиеся