ЗДОРОВЬЕ И МЕДИЦИНА 

Архив
Автор:

Актуальность

Родовспоможение стало одной из первых сфер приложения женского труда и формирования профессиональной женской идентичности. Переход от традиционной к научной медицине кардинально не изменил ситуации. Вплоть до настоящего времени женщины доминируют среди врачей-акушеров, акушерок, врачей неонатологов. Акушерки выступают важными действующими лицами в социальной и женской истории. В то же время исследований о социальных ролях акушерок в России крайне редки по причине того, что авторы концентрируются прежде всего на истории научного знания, где главными действующими лицами выступают прежде всего профессора, врачи в сфере акушерства [3; 4].

 

Цель

Изучение процесса институциализации акушерской профессии среди женщин, а также социальных и гендерных ролей акушерок (повитух) в социокультурной жизни России XVIII – ср. XIX в.

 

Материал и методы

В работе над заявленной темой были актуальны подходы и методы гендерной истории, направленные на проблематизацию женского опыта, женской повседневности в истории России, а так же методы микроистории, нацеленные на изучение малоисследованных областей прошлого. Использовался анализ законодательства, литературы, архивных документов.

 

Ключевые тезисы

 

  1. В связи с неразвитостью акушерской и в целом медицинской науки вплоть до XVIII в. родовспоможение было целиком и полностью в руках необразованных повитух, чья деятельность основывалась на опыте предков, традициях, религиозных воззрениях.
  2. Первый закон, регламентировавший деятельность повитух, появился в начале XVIII в. Он был призван решить демографическую проблему, связанную с высокой младенческой смертностью, которая нередко зависела от повитух (абортирование, инфантицид).
  3. В 1754 г. лейб-медиком Кондоиди было инициировано принятие закона «о снабжении столиц и городов испытанными в сем искусстве повивальными бабками». Столичные повитухи были «освидетельствованы», с них взяли присягу на деятельность, вследствие чего они стали именоваться «присяжные повивальные бабки» и были разделены на «старших» и «младших». Таким образом, до открытия повивальных школ власти подтвердили специализацию повитух без прохождения теоретического обучения, по факту их владения практическими навыками. Помимо повивальных бабок появлялись мужские специальности – «профессора бабичьего дела», «лекари акушеры». Однако они практически не участвовали в процессе родовспоможения в XVIII – начале XIX в. Их роль была административной.
  4. Первые повивальные школы были открыты в 1757 г. Главная цель школ – собрать сведения обо всех повитухах столицы, а также получить представления об основных манипуляциях, оказываемых повитухами при родах.
  5. Ставку на распространение профессионального акушерства через развитие женского повивального образования делал первый российский профессор повивального искусства Н.М. Максимович-Амбодик (1744-1812). Он открыто критиковал традиционное родовспоможение и деятельность повитух, активно внедряя научные подходы в акушерстве.
  6. 20 сентября 1789 г. принят «Устав повивальным бабкам», первого в истории России устав, регламентировавший женский труд. В уставе была разграничена деятельность повитух и врачей. Повитухам запрещалось осуществлять любые хирургические вмешательства, и «вступать в лечение от других болезней».
  7. Следующим шагом на пути к распространению профессионального акушерства стало введение «присяжных повитух» в провинциях. По законам 1773 г. и 1797 г. в губерниях России вводились медицинские управы, в состав медицинских чинов которых была включена должность акушера для оказания «помощи роженицам, нужду в том имеющим».
  8. Государство стремилось усилить контроль над деятельностью повитух: их обязали (в том числе вольнопрактикующих) предоставлять отчет о своей деятельности.
  9. Предпринята попытка запретить женщинам, не имевшим образования, заниматься повивальным искусством. Реализовать подобные проекты в провинциальной России не представлялось возможном, так как образованных повитух было мало.
  10. С 1838 г. повивтухи включены в состав медицинских званий и степеней.
  11. Учитывая большой процент необразованных повитух и их неспособность очно образовываться среди казенных воспитанниц, Повивальный институт открыл двери для вольных слушательниц. Появился набор крестьянок, которых по сокращенной и упрощенной программе в течение двух лет готовили к званию «сельских повитух» [8: 33-34]. Выпускницы школы сельских повитух были на ступень ниже выпускниц самого института, сельские повитухи получали право оказывать родовспоможение исключительно в сельской местности.

 

Заключение

Анализ деятельности повивальных бабок в России до середины XIX в. показал, что открытого противостояния (за редким исключением) между повивальными бабками и врачами-акушерами не было, скорее, наоборот, происходила институционализация женского профессионального труда. Хотя по закону деятельность повивальных бабок была подчинена врачам-акушерам, последние не стремились вытеснить повитух из сферы профессионального родовспоможения, вплоть до середины XIX в.

При развитии акушерского образования, появлении обученных повитух пространство родов в абсолютном большинстве случаев оставалось традиционным, т.е. – домашним.

Вероятно, процесс, связанный с вытеснением повивальных бабок, утверждении врачебного авторитета проходил в рамках клинического родовспоможения, которое стало активно развиваться во второй половине XIX в.

 

Cписок литературы

  1. Верман К. Руководство к обучению повивальному искусству. – М.: Тип. Лазаревых, 1832. – 251 с.
  2. Груздев В.С. Краткий очерк истории акушерства и гинекологии в России // Акушерско-гинекологические учреждения России. – СПб: Гос.тип., 1910. – С. 5-76.
  3. Данилишина Е.И. Основные этапы и направления развития отечественного акушерства (XVIII- XXвв.): Автореф. дис. докт. мед. наук. – М., 1998. – 48 с.
  4. Зимин И.В., Журавлев А.А. СПбГМУ им. ак. И.П. Павлова: Этапы большого пути: Возникновение женского медицинского образования в России и создание Женского медицинского института (XVIII–нач.XXв.). – СПб.: Изд. СПбГМУ, 2012. – 388 с.
  5. Мицюк Н.А., Пушкарева Н.Л. От повивального искусства к акушерской науке: анализ акушерской литературы, изданной в России в 1760–1860 гг. // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. – 2017. – №3. – С. 151-164.
  6. Мицюк Н.А., Пушкарева Н.Л. У истоков медикализации: основы российской социальной политики в сфере репродуктивного здоровья (1760–1860 гг.) // Журнал исследований социальной политики. 2017. №4. С. 515-530.
  7. Мицюк Н.А., Пушкарева Н.Л. Проблема материнства в современных зарубежный исторических исследованиях // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. – 2015. – №2. – С. 124-134.
  8. Отт Д. Сто лет деятельности Императорского клинического повивального института (1797-1897 гг.). – СПб: 1898. б/и. 736 С.
  9. Пушкарева Н.Л., Мицюк Н.А. Родовспоможение и культура деторождения в новейшей зарубежной историографии (1975–2015 гг.) // Этнографическое обозрение. 2017. – №4. – С. 147-163.
  10. Borst C.G. Catching Babies: The Professionalization of Childbirth, 1870–1920. –Cambridge, MA: Harvard University Press, 1995. – 254 p.
  11. Donegan J. Women and Men Midwives. – Westport, Connecticut: Greenwood Press Inc., 1978. – 261 p.
  12. Donnison J. Midwives and Medical Men. – New Barnett: Historical Perspectives, 1988. – 254 p.
  13. TeijIingen E. Lowis G., McCaffery P., Porter M. Midwifery and the Medicalization of Childbirth: Comparative Perspectives. – New York: Nova Science Publishers, Inc, 2000. – 368 p.
  14. Williams A.S. Women and Childbirth in the Twentieth Century. – Stroud: Sutton Publishing, 1997. – 325 p.
  15. Wilson W. The Making of Man-Midwifery: Childbirth in England, 1660-1770. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1995. – 239 p.

 

Полная версия статьи: журнал «Вестник Смоленской государственной медицинской академии», № 1 2018

Наше издание

События в медицине

21 сентября 2020

Международный день распространения информации о болезни Альцгеймера

15 сентября 2020

День трансфузиолога