Разработка и апробация модели воздействия стрессогенными факторами для оценки эмоционального напряжения
Категория: Клинические исследования

Авторы: И.Б. Сиваченко, А.Е. Ловягина, Д.С. Медведев

 

Актуальность

Исследования, направленные на изучение стресса у человека, предполагают создание моделей воздействия стрессогенными факторами, среди которых наиболее известны: проба «падение с колен» (предложенная для профессионального отбора летчиков); метод стрессирования с помощью АПК «Реакор» (повышение устойчивости к стрессу, выработка навыков саморегуляции), модель информационной нагрузки (использованная в лабораторных экспериментах у тревожных детей) и стрессирования «СИГНАЛ» (текстовые фрагменты с нейтральным и специфическим стрессогенным содержанием) [2–5]. Указанные модели стресс-тестирования имеют ограниченную область применения и не всегда позволяют достоверно подтвердить стимулируемый уровень эмоционального напряжения. В связи с этим, является актуальной разработка модели воздействия стрессогенными факторами, позволяющая надежно оценить динамику эмоционального напряжения.

 

Цель

Разработка и апробация модели воздействия стрессогенными факторами с одновременной оценкой физиологических реакций – коррелятов уровня эмоционального напряжения.

 

Материалы и методы

Всего в исследовании приняло участие 90 человек (мужчины в возрасте 20–30 лет), разделённые на две группы: основная группа – испытуемые – 60 человек, группа контроля – 30 человек. Деление проводилось методом случайного выбора.

Модель стресса включала решение сложной задачи, требующей интеллектуальной активности в условиях дефицита времени, помех и высокой мотивационной значимости. Ситуация предполагала выполнение теста Горбова–Шульте [14] (по таблицам 7*7 квадратов). В инструкции при прохождении теста делался особый акцент на скорость выполнения, и, в качестве первостепенной задачи, указывалось максимально быстрое выполнение поставленных заданий. Каждый испытуемый был предупреждён, что на основании результатов тестирования будет сформирован рейтинг участников тестирования.

Всего было выделено 7 этапов тестирования:

 

В результате прохождения теста оценивались следующие динамические изменения показателей функционального состояния испытуемых: частота сердечных сокращений (ЧСС), электрическая активность кожи (КПр), состояние сосудистого тонуса и кровотока в сосудах мелкого калибра, оцениваемое с помощью фотоплетизмографии (ФПГ).

 

Ключевые тезисы

1. В ходе тестирования испытуемые основной группы проявляли следующие признаки состояния эмоционального напряжения, доступные наблюдению: были физически напряжены, в ряде случаев выражена дрожь в руках, совершались резкие движения, наблюдались невнимательность и отсутствие собранности при выполнении заданий. После тестирования испытуемые характеризовали своё состояние как взволнованное.

2. В результате проведённых исследований были получены значения регистрируемых показателей. Все значения по группам не удовлетворяют нормальному распределению (Shapiro-Wilknormality test), поэтому использовались непараметрические критерии Манна–Уитни и Вилкоксона.

3. Динамика изменения показателей сосудистого тонуса и кровенаполнения сосудов:

*Жирным шрифтом выделены достоверные (критерий Манна–Уитни) различия значений показателя междугруппами, p < 0,05.

 

4. Динамика электрической активности кожи в моделируемых условиях воздействия:

 

5. ЧСС в группах наблюдения значительно менялась в процессе выполнения методики:

 

Заключение

Результаты исследования динамики физиологических показателей воздействия стрессогенными факторами позволяют выделить ключевые, наиболее значимые этапы процедуры тестирования с помощью методики «Красночерные таблицы Горбова–Шульте» в контексте формирования условий воздействия стрессогенными факторами. Этими этапами являются: 1-й – поиск красных цифр и 2-й – попеременный поиск красных и чёрных цифр.

Таким образом, выбранная и опробованная модель воздействия стрессогенными факторами, в основе которой лежит решение сложной задачи в условиях дефицита времени, помех и высокой мотивационной значимости, позволяет оценить индивидуальные физиологические реакции, характеризующие уровень эмоционального напряжения.

 

Список литературы

  1. Климов А.С., Булка А.П., Булка К.А. Общие закономерности психофизиологических реакций организма на воздействие дозированных стрессорных факторов. Психофизиология профессионального здоровья человека: материалы IV всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 15-летию кафедры военной психофизиологии. 2012: 212-8. (город?)
  2. Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. Изд. 5-е, перераб. и доп. Ростов на Дону: Феникс, 2006: 352.
  3. Джабраилов А.Н., Горгошидзе Л.З. Биологическая обратная связь как метод оптимизации функционального состояния при психоэмоциональном стрессе. Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2016; 31(1): 108-15.
  4. Полянская Н.В., Чернова М.Б., Герасимов М.М. Влияние острой физической нагрузки различной интенсивности на психологические аспекты функционального состояния детей в критический период адаптации к школе. Москва: ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования». М.: 2015: 62-9.
  5. Фокина А.С., Евдокимов А.Г., Бубнова А.Е., Казанцева Н.Н. Применение стандартной эмоциогенной пробы для оценки вегетативной реактивности лиц с различной стресс-устойчивостью. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2009; 4: 534-38.
  6. Алексеева Е.А., Шанталова Н.Л., Петунова А.Н., Иванова И.К. Оценка функционального состояния организма студентов в период экзаменационного стресса. Вестник Бурятского государственного университета. Медицина и фармация. 2010; 12: 108-13.
  7. Булгакова О.С. Динамики психофизиологических параметров при профессиональных стрессогенных нагрузках у медиков. Дисс. … канд. пед. наук. Санкт- Петербург; 2009: 151.
  8. Горбунов Р.В. Комплексная оценка функционального состояния организма при психоэмоциональном стрессе. Кубанский научный медицинский вестник. 2006; 9: 59-63.
  9. Гулин А.В., Шутова С.В. Влияние экзаменационного стресса на гормональные, вегетативные, нейрофизиологические и психоэмоциональные параметры функционального состояния организма студентов. Вестник Авиценны. 2015; 1(62): 93-9.
  10. Димитриев Д.А., Саперова Е.В., Карпенко Ю.Д., Зотов А.Н. Применение метода анализа вариабельности сердечного ритма с использованием графика Пуанкаре для оценки функционального состояния вегетативной нервной системы в период эмоционального стресса. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2012; 4(76): 64-8.
  11. Двоеносов В.Г. Особенности функционального и психологического состояния студентов с различным вегетативным тонусом в условиях экзаменационного стресса.  Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Естественные науки. 2009; 151(3): 255-65.
  12. Илюхин Н.Е., Краснощекова В.Н., Русин М.Н. Физи-ологические показатели функционального состояния оперативного персонала как предикторы формирования рабочего стресса. Медицина труда и промышленная экология. 2011; 9: 27-30.
  13. Мельникова И.Е. Адаптация детей и подростков в условиях эмоционального стресса. Гуманитарный вектор. Чита: Изд. Забайкальский государственный университет. 2013; 1(33): 138-44.
  14. Методические рекомендации к аппаратно-программному комплексу «Эгоскоп» А_3892-01_МР от 01.04.2008 г. Научно-производственно-конструкторская фирма «Медиком МТД».

 

Полная версия статьи: «Медицина экстремальных ситуаций», 2019 №1

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет