Парадоксы профессионального образования медсестер в аспекте 70-летнего развития реаниматологии
Категория: История Медицины

Автор: А.И. Левшанков

 

Актуальность

Актуальность проблемы профессионального образования медсестер по реаниматологии обусловлена постоянным расширением ее содержания и возрастающей с каждым годом ролью медсестры в оказании реаниматологической помощи.

 

Цель

Оценить профессиональное образование медсестер отделений анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии (ОАРИТ) в аспекте 70-летнего развития отечественной реаниматологии.

 

Материал и методы

Проведен сравнительный анализ официальных учебных программ обучения медсестер за 70-летний период развития отечественной реаниматологии.

 

Ключевые тезисы

1. Начальник Главного военно-санитарного управления Красной Армии Е.И. Смирнов в первом «Руководстве для курсов сестер запаса» 1934 г. писал:

«Медицинская сестра запаса должна быть особенно хорошо осведомленной в вопросах хирургии. От нее требуется умение правильно подготовить инструменты для операции, стерильный материал и все необходимое для переливания крови, умения хранить кровь, давать наркоз, определять группу крови, знакомство с процессом переливания и навыки самостоятельного выполнения этого процесса в случае надобности. Кроме того, сестра должна овладеть техникой массажа, искусством гипсования и всеми приемами ухода за больными и ранеными».

Уже в этот период были обозначены некоторые мероприятия, которые через три десятилетия вошли в обязанности медсестры отделения анестезиологии и реанимации (ОАР).

2. Профессиональная подготовка медсестер по анестезиологии и реаниматологии в нашей стране началась лишь в 60-е годы XX столетия, вскоре после появления кафедр анестезиологии и новой самостоятельной клинической дисциплины «Анестезиология». К сожалению за 70 лет развития отечественной реаниматологии, подготовке медсестер в этой области медицины уделяли мало внимания.

3. В программе 1967 года специализации и усовершенствования сестер-анестезистов [5], утвержденной Главным управлением лечебных заведений Министерства здравоохранения СССР, на проведение первичной специализации по анестезиологии и реанимации выделялось 880 часов (154 теоретических и 726 практических), а на усовершенствование медсестер, уже работающих по данной специальности, – 440 часов (112 теоретических и 328 – практических). При этом, для медсестер из 23 тем, 19 были посвящены анестезиологическому обеспечению и лишь 4 (46 часов – 5% всего учебного времени) относятся к реаниматологии: физиология нервной системы, дыхания и кровообращения, теоретические и практические принципы реанимации.

4. 3 июля 1987 г. [6], вопросам реаниматологии отведено уже 56% учебного времени, а 44% – анестезиологическому обеспечению операций. Однако при значительном расширении содержания дисциплины на ее освоение медсестрами отводится уже гораздо меньше времени, чем было на освоение специальности в 1967 г.: 576 часов, т. е. 65% ранее отводимого учебного времени. При этом, снижают в основном практические часы: вместо 726 ч отводится 378 (на 348 ч, почти в 2 раза меньше). Уменьшается также и продолжительность усовершенствования с 440 до 288 часов (138 теоретических и 150 – практических).

Динамика изменения учебных часов по анестезиологии и реаниматологии (по циклу специализации) для медсестер: светлая часть столбиков – лекции, темная – практика.

 

5.  За 68 лет развития отечественной реаниматологии профессиональное образование медсестер по анестезиологии и реаниматологии в системе здравоохранения СССР и России постепенно ухудшалось.

6. 1 сентября 2002 г. введен в действие государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [8]. В соответствии с его требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Анестезиология и реаниматология» предусматривалась подготовка повышенного уровня среднего профессионального образования. Продолжительность обучения анестезиологии и реаниматологии увеличилась в 3 раза, но число аудиторных учебных часов (без 144 ч производственной практики и стажировки) возросло в МЗ РФ незначительно – с 432 до 584, на 32%, а в МО РФ даже уменьшилась на 2% (рис. 3). Если сравнивать 1967 г., то через 39 лет учебных часов по анестезиологии и реаниматологии стало меньше.

Динамика изменения учебных часов по анестезиологии и реаниматологии (по циклу специализации) для медсестер.

 

7. Общая продолжительность обучения возросла за счет дополнительных дисциплин, доля которых в учебном процессе занимала 48%.

 

Заключение

В течение 70-летнего развития отечественной реаниматологии в профессиональном образовании медсестер по анестезиологии и реаниматологии с увеличением содержания анестезиологии и реаниматологии продолжительность обучения уменьшалась.

Необходимо привести профессиональное сестринское образование по анестезиологии и реаниматологии в соответствие с современными требованиями науки и практики.

 

Cписок литературы

  1. Сестры милосердия России. СПб.: Лики России; 2005.
  2. Смирнов Е. И. Война и военная медицина 1939–1945 гг. 2!е изд., испр. и доп. М.: Медгиз; 1979.
  3. Банайтис С. И. Шок и кровопотеря. В кн.: Куприянов П. А., Банайтис С. И. Краткий курс военно-полевой хирургии. М.: Медгиз; 1942.
  4. Семашко Н. А. Медицинская сестра. 1942 – цит. по Сестры милосердия России. СПб.: Лики России; 2005.
  5. Программа курсов специализации и усовершенствования сестер-анестезистов. М.: Министерство здравоохранения СССР, Центральный методический кабинет по среднему медицинскому образованию; 1967.
  6. Программа: Специализация и усовершенствование медицинских сестер-анестезистов отделений (групп) анестезиологии и реанимации. М.: Министерство здравоохранения СССР, Центральный методический кабинет по среднему медицинскому образованию; 1987.
  7. Приказ Минздрава РФ № 186 от 05 июня 1998 г. «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием».
  8. Приказ Минздрава России от 31.05.02 № 180 «О введении в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования группы «Здравоохранения».
  9. Левшанков А. И. (ред.) Анестезиология и реаниматология: Учебник для средних медицинских учебных заведений. СПб.: СпецЛит.; 2006.
  10. Левшанков А. И., Климов А. Г. Сестринское дело в анестезиологии иреаниматологии. Учебное пособие. СПб.: СпецЛит.; 2003.
  11. Левшанков А. И. Респираторная поддержка при анестезии, реанимации и интенсивной терапии. Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей. СПб.: СпецЛит.; 2005.

 

Полная версия статьи: журнал «Общая реаниматология», № 2 2006

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет