Символическое представление тела человека
Категория: История Медицины

Если заглянуть в погреба нашего тепа, его подвалы и кладовые, в емкости 

для крови и урины, оказывается, что они огромны; если заглянуть во вместилища

нашего духа, посмотреть на сердце и мозг, окажется, что они немногим больше наперстка:

для всего духовного, для вещей из другого мира, в теле недостает  места,

в то время как для всего земного и преходящего хранилища почти Не ограничены».

Джон Донн, проповедь от 8 апреля 1621 г.

 

Символические изображения тела

Одна из самых популярных метафор о человеческом теле приводится в Библии (1 Кор., 6:19), где оно сравнивается с храмом. На протяжении долгих веков тело ассоциировали с самыми разными структурами и системами, от архитектурных до механических, и все это с целью понять и воспроизвести принципы работы организма.

Рене Декарт, один из выдающихся представителей научной революции XVI в., предложил механистическую модель устройства мира, описав в соответствующих терминах работу человеческого сердца и нервной системы. Его теория легла в основу теории дуализма, согласно которой тело рассматривается как материальная единица, а душа - как нематериальная и отдельная от тела.

Человек как дом

Автор неизвестен

Из трактата «Ma'aseh Tuviyyah» Тобиаса Кона (1652?-1729)

1707

Гравюра на дереве

Эту гравюру, на которой человеческое тело сравнивается с домом, врач Тобиас Кон включил в свой теологический, научный и медицинский трактат, написанный на иврите. Оба изображения - и человека, и дома сопровождаются надписями. На свитке, размещенном в центре, они сравниваются между собой, например отмечено, что волосы соответствуют крыше, а глаза - окнам.

 

Сложные механизмы, которые начали создавать ученые и изобретатели в XVIII в., подтолкнули врачей и теоретиков медицины к сравнению тела с машиной. Основываясь на трудах Исаака Ньютона XVII в., они пытались объяснить работу организма, осуществляющуюся посредством поддержания баланса внутренних жидкостей. Врачи и ученые взвешивали тела, ставили эксперименты, пытаясь замерить объем и скорость циркулирующей крови, изучали работу нервов. Обсуждался вопрос, где, если сравнить организм с домом, находится душа.

Человек как башня

Автор неизвестен

Из манускрипта османского периода ХХ в.

Цветная тушь.

Иллюстрация представляет собой копию старинного рисунка тела человека. Она очень похожа на гравюру из труда Тобиаса Кона «Ma’aseh Toviyyah» («Манускрипт Тобиаса»), Англичане врач Уильям Гарвей и поэт Джон Донн сравнивали тело с домом. В одной из своих лекций Гарвей называл желудок кухней или магазином. Также он рассказывал о топках, в которых сжигается флегма, отчего у человека поднимается дух.

 

Изображения тела в виде завода или фабрики стали популярны в конце XVIII-XIX вв. Механистические метафоры использовались и в XX в.: так, мозг сравнивали с телефонной станцией, а нервы - с железнодорожными путями, которые связывают его с остальными частями тела.

 

Астрологическое тело

Астрология - древняя наука. Во многих культурах с ее помощью объяснялась природа заболеваний и назначалось соответствующее лечение. С точки зрения астрологии болезнь и лечение определяются в соответствии с положением Солнца, Луны, а так - планет и созвездий.

Во многих культурах медицина и астрология неразрывно связаны друг с другом. В одном из основополагающих трактатов индийской медицины «Вирасимхавалоке» (автор Вирасимпа) болезни рассматриваются с астрологической точки зрения, а части тела сопоставляются с созвездиями и планетами.

Ацтекский зодиакальный человек

Агостино Альо (1777-1857)

Из книги «Древности Мексики» Эдварда Кинга Кингсборо (1795-1837)

1831

Эта литография XIXв. представляет собой копию древнего рисунка ацтекского зодиакального человека. Каждый знак связан с определенной частью тела. Агостино Альо выполнил данную иллюстрацию для большого семитомного издания Эдварда Кинга Кингсборо, собиравшего копии старинных документов, привезенных из мексиканских земель и хранившихся в европейских архивах.

 

В 1133 г. на латинский язык был переведен трактат персидского астролога Абу Машара, написанный им в IX в. Его работа «Introductorium in Astronmiam» («Введение в астрологию») сочетала в себе астрологические учения Аристотеля, а также астрологию Вавилона, Александрии, Персии и Индии. Машар утверждал, что все живое связано между собой, а урожай и здоровье людей зависят от положения звезд и планет. Это сочинение произвело большое впечатление на европейцев, и астрология, как альтернативный вариант медицины, процветала в Европе до XVIII в., когда ее вытеснили методы диагностики и лечения, основанные на результатах вскрытий трупов, а не наблюдений за звездами.

 

Человек в окружении двенадцати знаков зодиака

Автор неизвестен

Из «Собрания разнообразных текстов»

1795

Тушь

Рисунок обнаженного человека в окружении двенадцати созвездий с фронтисписа армянского сборника древних текстов, составленного а 1795 г. книгопечатником Хачатуром Кесараци. Хотя иллюстрация и напоминает европейские астрологические рисунки, текст, который она сопровождает, является отрывком из труда армянского ученого  XIIIв. Ованеса Ерзнкаци (1240-1293)

 

Астрологию как медицинскую науку воспринимали и ацтеки. Части тела и органы они ассоциировали с 12 знаками зодиака из своего календаря. Согласно их убеждениям, болезни являлись проклятием богов или результатом неблагоприятного расположения созвездий в индивидуальном гороскопе.

 

Источник: по материалам книги «Медицина в искусстве»

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет