Электронный журнал "Архитектура здоровья"
`
Категория: История Медицины

Из всех наук медицина всегда имела самую тесную связь с изобразительным искусством. С давних времен она являлась неисчерпаемым источником для разных изображений: от датских гравюр XVIIIв., посвященных деятельности врачей, до современных сканирующих электронных микрографий; от средневековых травников с подобным описанием фармокологических свойств растений, до первых рентгеновских снимков; от старинных карикатур, высмеивающих разного рода шарлатанов, до красочных плакатов XXIв., пропагандирующих здоровый образ жизни.

Искусство и медицина неразрывно связаны друг с другом. Картины, посвященные здоровью – его обретению и сохранению, а также утрате, вызывыщей горькие сожаления, многие века выходили из-под кисти художников самых разных жанров. В то же время медицинский рисунок всегда был неотъемлемой частью научных исследований. Раньше медицина считалась наукой описательной: врачи наблюдали за симптомами и пытались их интерпретировать. Лишь вспоследствии эту науку сделали предметов более глубоких исследований. Создание медицинских рисунков требует большого художественного мастерства, а так же глубоких познаний и теоретических представлений о принципах работы человеческого организма.

 

Представления о теле человека

За два последних тысячелетия мировой истории в разных культурах сформировались разные представления о человеческом теле. В анатомических атласах, посвященных органам и системам организма, обычно описываются и функции, которые те выполняют, а также приводятся рекомендации по поддержанию их в здоровом состоянии.

Многие века знания о человеческом теле и принципах его работы врачи получали на основании внешнего осмотра и интерпретации образцов продуктов жизнедеятельности. Анатомия животных была известна людям намного лучше, потому что их убивали ради пропитания, приносили в жертву или вскрывали в исследовательских целях. К человеческому телу отношение было совсем другим: в большинстве культур почитали дух усопшего и не решались вскрывать его земную оболочку даже после смерти.

Гален из Пергама, врач, живший в Риме во II в., практиковал публичную вивисекцию свиней, чтобы популяризовать свои труды по анатомии. Стоит отметить, что до начала XVII в. его работы считались основным источником сведений о внутреннем устройстве человека.

Концепция Галена впервые была поставлена под вопрос в XIV в., когда в медицинских школах Италии стали проводить вскрытие умерших. Их проводили в анатомических театрах. Потрясенные зрители получали возможность увидеть то, как выглядит человек изнутри. Вскоре стало ясно, что теория Галена, по крайней мере, не совсем точна. В 1543 г. Андреас Везалий опубликовал иллюстрированный трактат «De humani corporis fabrica» («О строении человеческого тела»), в котором открыто оспаривал постулаты Галена, что привело к радикальному переосмыслению представления о человеческом теле и природе заболеваний.

Анатомическая таблица

Автор неизвестен

Конец 1700-х.

Холст, акварель, черная тушь

78,8 х 64 см

Три фигуры на рисунке отражают взгляды тибетской медицины на анатомию. На фигуре слева изображены позвоночник и внутренние органы, справа - солнечное сплетение, в центре - позвоночник и системы каналов, Ро которым в теле циркулирует энергия: они связаны с сознанием человека и пятью его чувствами. В верхней части рисунка автор изобразил 12 великих учителей тибетской медицины.

 

В XIX в. наглядная анатомия, то есть процесс изучения человеческого тела без использования каких-либо инструментов, дополнилась гистологией (или гистопатологией, если речь шла о болезнях), а также лабораторным анализом тканей и жидкостей организма. Микроскоп, рентгеновские, ультразвуковые установки, а также компьютерные аксиальные и позитронно-эмиссионные томографы позволили медикам XX и XXI в. еще сильнее углубиться в анатомию, а с помощью рентгеновской дифракции ученые смогли рассматривать организм уже на клеточном и молекулярном уровнях и расшифровать человеческий геном.

По мере развития науки наглядные изображения стали играть в медицине все более значимую роль - неважно, предназначались они исключительно для врачей или для широкой публики. Каждое изображение или артефакт, продемонстрированные в этой книге, отражают представления отдельных людей или целых культур об устройстве человеческого тела. Собранные вместе, эти рисунки, картины, фотографии, скульптуры и инсталляции помогают нам заглянуть внутрь себя, понять, насколько по-разному люди мысленно рисовали себе свое внутреннее устройство и как трактовали здоровье и болезни.

 

Представления об анатомии в Европе

Начиная с XIVв. в некоторых медицинских школах в рамках курса анатомии стали практиковать публичные вскрытия трупов. Использовавшийся ранее традиционный подход предполагал изучение анатомии по рисункам, иллюстрирующим внутреннее устройство человеческого тела.

Интерес к анатомии человека начал расти, что, в свою очередь, увеличило количество соответствующих рисунков. Многие из них основывались на трудах Галена, а не на вскрытиях, на которых художники присутствовали лично. Теории Галена упоминались в медицинских публикациях и на лекциях в медицинских школах, однако одновременно с ними стали появляться и более достоверные, новые анатомические атласы.

 

Мышечный человек, вид спереди                                         Обнаженный, вид спереди

Из «Анатомии» Клавдия Галена. Середина XV в.

Тушь, цветная размывка или акварель

 

Разные анатомы по-своему отражали принципы устройства и функционирования организма человека. В XV-XVIIвв. врачи использовали в своей работе весьма противоречивые анатомические изображения, но постепенно принципы Галена отошли в прошлое, и к XVIIв. большинство докторов и хирургов предпочитали опираться на анатомические атласы, основанные на прямых наблюдениях.

Анатомия – и, безусловно, анатомирование – преподносилась как своего рода философская дисциплина, превращающая медицину из ремесла в полноценную науку. Благодаря этому медицина перешла в разряд достойных занятий для людей благородного происхождения. Для ее изучения в европейских университетах открывались новые факультеты, на которые поступали молодые джентльмены.

Анатомия вошла в университетский курс, что сразу возвело ее в новый статус. При этом четко различалось изучение медицины, которое проходило в университетах, под руководством профессоров, и хирургии, которую по-прежнему преподавали как ремесло. Врачи утверждали, что их знания важнее, чем хирургические навыки, поскольку в ходе университетского курса они получали как практическую, так и теоретическую подготовку и, соответственно, должны были быть лучше осведомлены о принципах работы человеческого тела.

 

Представления об анатомии в Японии

В Японии на протяжении многих веков анатомическая теория опиралась на китайские учения. Китайцы проводили вскрытия еще в III в. и включали анатомические рисунки в манускрипты, посвященные медицине. Японские врачи пользовались рисунками из Китая, выполненными в период правления династии Сун (960-1279), до тех пор, пока в XVIII в. их точность не была поставлена под сомнение после двух знаковых событий.

Первое произошло в 1754 г., когда Ёсимасу Тодо провел первое официально зарегистрированное в Японии вскрытие. В результате было обнаружено несколько серьезных несоответствий между анатомическими рисунками из китайских манускриптов и реальным устройством человеческого тела.

 

Человеческий торс с внутренними органами

Автор неизвестен 1800-1920

Сандаловое дерево

9х2,9х 2,7 см

Эта японская статуэтка вырезана из куска сандалового дерева. Она демонстрирует внутренние органы, которым в японской и китайской медицине всегда придавалось особое значение.

 

Второе событие произошло в 1774 г., когда был опубликован труд «Кайтай Синсё» («Новый учебник по анатомии»), переведенный на японский язык Сугитой Гэмпаку, на которого произвело глубокое впечатление вскрытие, проведенное Ёсимасу Тодо. В оригинале учебник назывался «Ontleed-kundige Tafelen» и был написан на голландском языке. Благодаря торговым связям Голландии с Японией голландцам разрешалось жить в Нагасаки, а их медицинские труды переводились на японский язык. В 1771 г. Гэмпаку сам произвел анатомирование, руководствуясь как раз голландским изданием «Ontleedkundige Tafelen». На самом деле это издание тоже являлось переводом, а первым источником был труд немецкого анатома Иоганна Адама Кульмуса (1689-1745) «Anatomische Tabellen». С помощью «Ontleedkundige Tafelen» Гэмпаку смог идентифицировать органы, отсутствовавшие на китайских рисунках. Перевод этого учебника позволил японским врачам узнать о существовании органов, о которых раньше они не знали. Кроме того, они впервые столкнулись с главной концепцией анатомии: чтобы изучить принцип работы человеческого тела, следует осуществлять препарирование. Хотя японская медицина еще долго оставалась под влиянием китайской, знакомство с западными теориями вызвало у японцев интерес к анатомии.

 

Представления об анатомии в Индии, Тибете и Непале

В Индии традиционной системой, описывающей процессы, происходящие внутри тела, является аюрведа. Эта система практикуется и во многих других странах Востока. Ее название переводится как «принцип жизни». В аюрведе существует собственное представление об анатомии, отличающееся от других медицинских теорий. Согласно аюрведе, тело включает в себя пять разных слоев и образуется семью составляющими: лимфой, кровью, мускулами, жиром, костью, костным мозгом и семенем.

Анатомический человек

Автор неизвестен

Ок. 1770-х

Тушь

На рисунке показана анатомия мужского тела в соответствии с концепциями унани и индийской медицины. Текст на рисунке написан на санскрите и гуджарати, он описывает тело как инструмент тантрической медитации и повествует о потоках силы (прана), циркулирующих в нем. Хотя с точки зрения медицины фигура отражает индийскую анатомическую теорию, стиль рисунка близок к стилю иллюстраций трудов персидского анатома XIV в. Мансура ибн Мухаммеда ибн Ахмета ибн Юсуфа ибн Илии.

 

Двумя основополагающими трудами аюрведы являются древние трактаты «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита», в которых среди прочего содержатся сведения касательно анатомии человека. В «Чарака-самхите» утверждается, что тело человека включает 360 костей, в том числе зубы, и что из сердца выходят 13 каналов. Закупорка любого из этих каналов может привести к болезням и уродствам, поэтому аюрведическая медицина предлагает различные техники для их очищения.

В обоих трактатах иллюстраций нет. Анатомические рисунки стали появляться в индийских медицинских трудах только в XVIII в. Они сильно отличались от иллюстраций в западных учебниках. У Аюрведического человека органы, связанные с системами пищеварения и выделения, изображены в виде неких емкостей, названиям которых нет эквивалента в европейских языках.

Аюрведический человек

Автор неизвестен

Ок. 1770-х

Тушь, акварель

62,5 х 40,5 см

Этот рисунок отражает анатомию человека с точки зрения традиционной в Индии аюрведы. Текст на рисунке написан на санскрите и непальском языке.

 

Аюрведические практики активно перенимались в других странах. В Тибете и Непале до X в. медицина основывалась на теориях, пришедших не только из Индии, но и из Китая, Персии и Греции, однако в дальнейшем она развивалась преимущественно в русле аюрведы.

 

Представления об анатомии в Персии

Как и во многих других странах, в Персии медики долго основывали свои методы на теориях Галена, которые тот, в свою очередь, построил, исследуя анатомию животных. Неудивительно, что в их трудах встречались серьезные ошибки, например, согласно Вавилонскому талмуду, в теле человека 248 костей, в то время как на самом деле их 206.

Интерес к анатомии человека сильно возрос в XIV в., когда был опубликован иллюстрированный трактат «Ташри-и Мансур-и» («Анатомия Мансура»), также известный как «Ташри-и Бадан-и Инсан» («Анатомия человека»).

Скелетная и мышечная система

Автор неизвестен

1632

Из трактата «Аль-Канун фи т-тибб»

(«Канон врачебной науки») ибн Синь/

(980-1037)

Цветная тушь

Эти схемы скелетной и мышечной систем из «Канона врачебной науки» ибн Сины были использованы в трактате XIV в. «Ташри-и Мансур-и» («Анатомия Мансура»), написанном Мансуром ибн Мухаммедом ибн Ахметом ибн Юсуфом ибн Илией (скончался после 1422 г.). Иллюстрации из «Анатомии Мансура» часто встречались в арабских и персидских медицинских трактатах, поэтому они проникли и в европейские труды. Тела на этих рисунках традиционно изображались анфас, а головы - с затылка. Подписи на рисунках - это названия мышц и костей.

 

«Анатомия Мансура» отличалась от большинства медицинских трудов того времени тем, что в ней встречались изображения обнаженных женщин и содержались сведения о беременности. Иллюстрации из трактата Мансура - самые ранние анатомические рисунки в Персии.

                           

Артериальная система и внутренние органы                         Нервная система

Автор неизвестен

XIXв.

Акварель, перо, тушь

Эти два изображения являются копиями XIX в. с анатомических рисунков из «Анатомии Мансура». Кроме них в «Анатомии Мансура» были рисунки со скелетом, мышечной и венозной системами, которые автор исследовал и описал в своем трактате. На рисунке слева показаны внутренние органы и артерии, на рисунке справа - нервы, расходящиеся от позвоночника по всему телу.

 

Вопрос о возможности анатомирования человеческих трупов в стране официально не обсуждался до середины XVIII в., когда Алламах Ахмет ибн Абд аль-Муним аль-Даманури написал трактат по анатомии «Аль-Кавл аль-Сарех фи Ильм аль-Ташри» («Слово о вивисекции»). Затем он его переработал, превратив в книгу, которую назвал «Мунтаха аль-Ташри би-Кулазат аль-Кавл аль-Сарех фи Ильм аль-Таших» («Трактат о вивисекции с основными положениями из "Слова о вивисекции"»). Эти две работы позволили добиться официального разрешения на анатомирование в Персии.

В начале XIX в. персидские медики получили от шаха разрешение выезжать за рубеж, чтобы изучать анатомию и хирургию в других странах. Впоследствии, когда европейцы начали сами приезжать в Персию, чтобы преподавать в местных учебных заведениях, они стали обучать и медицине. Одним из таких европейцев был Якоб Полак. В 1853 г. он издал медицинский словарь на персидском, арабском и латинском языках, связавший между собой три разные медицинские традиции. Дело в том, что благодаря словарю практикующие медики получили возможность находить общий язык с иностранными коллегами, переводя необходимые понятия и термины.

Персидские анатомы были религиозными людьми, но тем не менее вели независимые исследования и продолжали препарировать тела, пока после революции 1979 г. анатомирование трупов у мусульман не оказалось под запретом получить цены на лечение в Израиле.

 

 

Источник: по материалам книги «Медицина в искусстве»

 
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет