7 навыков высокоэффективных людей
Категория: Культура и общество

Наша суть отражается в наших

повторяющихся действиях. Отсюда

совершенство есть не действие, а привычка.

Аристотель

 

Семь Навыков Высокоэффективных Людей включают в себя многие из фундаментальных  принципов человеческой эффективности. Эти навыки – основополагающие; они обладают  первичной значимостью. Они представляют собой систему принципов, на которых основаны счастье и успех.

Автор книги определяет навык как пересечение знания, умения и желания. Знание – это теоретическая парадигма, определяющая что делать и зачем. Умение определяет как делать. А желание это мотивация – хочу делать. Чтобы что-то в своей жизни превратить в навык, необходимы все три компонента.

 

 

Навык 1 – Будьте проактивны

Навык 1 гласит: "Вы – творец. Вы за все в ответе". Он основан на четырех уникальных свойствах человека – воображении, совести, независимой воле и, особенно, на самосознании.

Наша проактивность проявляется в том, как мы берем на себя и выполняем обязательства, как мы видим наши проблемы и на чем сосредоточиваем свою энергию.

Открыв фундаментальный принцип человеческой природы (между раздражителем и реакцией человек имеет свободу выбора), австрийский психиатр Виктор Франкл описал точную собственную карту, на основе которой начал развивать первый и самый важный навык человека,  высокоэффективного в любых обстоятельствах, – навык проактивности.

По природе своей мы проактивны, и если наша жизнь стала зависеть от различных обстоятельств, то потому, что мы сделали свой выбор и позволили этим силам управлять нами. Делая такой выбор, мы становимся реактивными. Проактивные же люди носят в себе свою собственную погоду.

Способность подчинять импульсивную реакцию своим ценностям составляет сущность проактивной личности. Проактивные люди движимы ценностями – тщательно продуманными, отобранными и принятыми. Их реакция на внешние раздражающие является выбором, основанным на этих ценностях.

Один из способов определить степень проактивности – это посмотреть, чему мы посвящаем большую часть своего времени и энергии. Вещи, которые мы можем отделить от того, что не оказывает на нас особого эмоционального или интеллектуального влияния, находятся в "Круге Забот". Он содержит вещи, которые мы контролировать не можем, а также те, которые подвластны нашему влиянию. Эту  последнюю группу забот мы можем объединить, поместив их в меньший по размеру Круг Влияния. Определив, на каком из этих двух кругов мы фокусируем большую часть нашего времени и энергии, мы можем судить о степени нашей проактивности.

 

Навык 2 – Начинайте, представляя конечную цель

Основное воплощение девиза "начинайте, представляя конечную цель" заключается в том, чтобы уже сегодня начать с представления образа, картины или парадигмы конечной цели вашей жизни. Это будет системой оценки или критерием, на соответствие которому проверяется все остальное. Постоянно сохраняя у себя в голове четкий образ своей конечной цели, вы всегда можете отдавать себе отчет в том, что все, что вы делаете в любой конкретный день, не противоречит критериям, которые вы сами определили для себя как наиболее важные. Начинать, представляя конечную цель, – значит начинать с четкого осознания своего жизненного предназначения. Это значит понимать, к чему вы стремитесь, для того, чтобы лучше представлять себе, где вы находитесь в данный момент, и каждый шаг делать в нужном направлении.

Наиболее эффективный из известных способов начать, представляя конечную цель, заключается в разработке положений личной миссии, или личной философии, или кредо. Этот способ фокусируется на том, каким вы хотите быть (характер) и что вы хотите делать (вклады и достижения), а также на ценностях и принципах, которые заложены в основу бытия и делания.

 

Навык 3 – Сначала делайте то, что необходимо сделать сначала

Навык 3 является личным достижением, плодом практической реализации Навыков 1 и 2. Здесь мы имеем дело с вопросами, связанными с управлением жизнью и временем - организации и действии на основе приоритетов.

Эволюционные толчки в этом развитии, или "волны", последовательно сменяют друг друга, каждый раз добавляя что-то новое, жизненно важное. Первая волна или первое поколение управления временем может быть охарактеризовано записками и памятками, второе поколение - появлением календарей и деловых, третье поколение (современный этап управления временем) - идеей расстановки приоритетов, прояснения ценностей и сравнения на этой основе относительной значимости различных дел.

Суть четвертого поколения управления временем можно объяснить по матрице. Исходная идея ее заключается в том, что мы расходуем время одним из четырех способов.

 

Матрица управления временем

 

Срочные

Не Срочные

Важные

I

Дела:

Критические ситуации

Неотложные проблемы

Проекты с "горящим" сроком исполнения

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Стресс

Самосожжение Управление в условиях кризиса

Постоянный пожар и "вечный бой"

 

 

II

Дела:

Профилактические действия, поддержание РС

Создание связей

Поиск новых возможностей

Планирование

Восстановление сил

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Видение, перспектива

Баланс

Дисциплинированность

Контроль

Малое количество кризисных ситуаций

Не важные

III

Дела:

Отвлечения, некоторые телефонные звонки

Какая-то корреспонденция, какие-то сообщения

Некоторые заседания

Предстоящие неотложные дела

Распространенные виды деятельности

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Концентрация на краткосрочном

Управление в условиях кризиса

Репутация хамелеона

Представление о бессмысленности целей и планов

Ощущение себя жертвой, не владеющей собой

Слабые или разорванные отношения

IV

Дела:

Мелочи, отнимающие время

Корреспонденция

Звонки

Пустая потеря времени

Праздное времяпрепровождение

 

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Полная безответственность

Увольнение с работы

Зависимость в основных вопросах от других лиц или организаций

 

Как видно из матрицы, виды деятельности определяются двумя факторами: срочным и важным. Срочное – то, что требует немедленного внимания. Важное, с другой стороны, имеет отношение к результатам.

Квадрат II – это сердце эффективного персонального управления.  Он связан с тем, что не является срочным, но является важным. Он включает в себя такую деятельность, как строительство  отношений, написание личной миссии, долгосрочное планирование, упражнения, профилактика, подготовка – все те дела, которые мы считаем нужными, но за которые редко заставляем себя взяться, так как они не срочные. Самоуправление в Квадрате включает четыре основных видов деятельности: определение ролей, выбор целей, планирование и ежедневная адаптация.

 

Навык 4 – Думайте в духе "Выиграл/Выиграл"

 

"Выиграл/Выиграл" – это не техника; это общая философия взаимодействия между людьми.  Собственно, это – одна из шести парадигм взаимодействия. Альтернативные парадигмы:  "Выиграл/Проиграл", "Проиграл/ Выиграл, "Проиграл/Проиграл", "Выиграл" и "Выиграл/Выиграл или Не Связываться".

"Выиграл/Выиграл" – это особый настрой сердца и ума, направленный на постоянный поиск взаимной выгоды при всех взаимодействиях людей друг с другом. "Выиграл/Выиграл" означает, что все договоренности и решения обоюдно выгодны, удовлетворяют обе стороны. Установка "Выиграл/Выиграл" представляет жизнь ареной для сотрудничества, а не соперничества.

Мышление в духе "Выиграл/Выиграл" – это навык межличностного лидерства. Принцип "Выиграл/Выиграл" является основополагающим для успеха во всех наших взаимодействиях и охватывает пять взаимозависимых измерений жизни.

 

Навык 5 – Сначала стремиться понять, потом – быть понятым

Умение общаться – самое важное умение в жизни человека. Для достижения  эффективности в плане межличностного общения недостаточно одной техники, необходимо овладеть навыками эмпатического слушания, которые базируются на характере, вдохновляющем открытость и доверие.

Манера эмпатического слушания базируется на технике, оторвана от характера и отношений ". Кроме того, она в основе своей автобиографична. Используя эту технику, вы слушаете, демонстрируя понимание и "отражая" происходящее, но вы слушаете с намерением понять, ответить, управлять собеседником, манипулировать им. Эмпатическое (от слова эмпатия)  слушание позволяет посмотреть на вещи с позиции другого человека, проникнуть в его систему представлений. Чем глубже вы начинаете понимать других, тем больше вы начинаете их ценить, тем уважительней к ним относиться.

Когда мы по-настоящему, глубоко понимаем друг друга, мы открываем двери для творческих решений и третьих альтернатив.

 

Навык 6 – Достигайте синергии

Синергия представляет собой деятельность самого высокого порядка – подлинную проверку и проявление всех остальных навыков, соединенных вместе. Высшие проявления синергии возникают тогда, когда мы сталкиваемся с самыми трудными проблемами в жизни и фокусируем на них четыре уникальных свойства человека, мотивацию "Выиграл/Выиграл" и навыки эмпатической коммуникации.  Суть синергии заключается в том, чтобы ценить различия – уважать их, наращивать сильные и компенсировать слабые стороны.

Синергия, попросту говоря, означает, что целое больше суммы его частей. Это значит, что связь, существующая между частями целого, сама по себе является частью этого целого. В то же время творческий процесс достижения синергии является и наиболее рискованной частью, поскольку вы не знаете наверняка, что может произойти и куда он может вас привести.

При синергитической коммуникации вы просто открываете свой ум, сердце и средства выразительности навстречу новым возможностям, новым альтернативам, новым вариантам.

Предлагаемая диаграмма показывает, как тесно доверие связано с различными уровнями общения.

 

Навык 7 – Затачивайте пилу

 

 

Навык 7 требует выделять время для заточки пилы. Он замыкает в кольцо все остальные навыки, так как именно благодаря ему их применение становится возможным.

Навык 7 – это ваши личные ресурсы и средства (РС). Он сохраняет и развивает самый ценный ваш ресурс – вас самого. Он обновляет четыре измерения вашей натуры – физическое, духовное, интеллектуальное и социально-эмоциональное.

Принцип "затачивайте пилу" требует от нас учета всех четырех измерений. Он означает, что мы должны регулярно и последовательно развивать их самым разумным и сбалансированным образом.

Для этого надо быть проактивным. Расходование времени на "затачивание пилы" – действие, определенно относящееся к Квадрату II и требующее от нас инициативы. Действия из Квадрата I в силу своей срочности нашей инициативы не требуют. Квадрат I сам постоянно давит на нас. Но в целях развития своих РС мы должны сами оказывать давление на себя до тех пор, пока деятельность в Квадрате II не превратится для нас в полезную привычку – в навык. Наши РС находятся в центре нашего Круга Влияния, и никто кроме нас не сможет обеспечить их развития. Мы должны постараться для себя сами.

 

 

Источник: по материалам книги С. Кови «7 навыков высокоэффективных людей»

 

 

 

 

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет