Результаты анализа импортозамещения противоопухолевых лекарственных препаратов в российской федерации за 2013-2018 годы
Категория: Культура и общество

Авторы: О.А. Рыжова, Т.Л. Мороз

 

Актуальность

Организация производства отечественных лекарственных препаратов является целью государственной политики по обеспечению населения жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, производство которых в Российской Федерации к 2025 году планируется довести до 90%. [1–4].

Одной из важных проблем современного здравоохранения считаются онкологические заболевания, которые являются наиболее распространенными патологиями после инсульта и ишемии миокарда. Причем с каждым годом количество онкологических пациентов неуклонно растет.

В 2016 г. в Российской Федерации впервые выявлено 599 тысяч случаев злокачественных новообразований. Смертность от новообразований составила 201,6 на 100 тыс. населения. На конец 2016 года в территориальных онкологических учреждениях на учете состояло более 3 млн. больных [5].

 

Цель

В виду социальной значимости противоопухолевых лекарственных препаратов (ЛП) цель исследования – провести сравнительный анализ ассортимента отечественных и зарубежных противоопухолевых ЛП, входящих в перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в 2013 и 2018 гг. в аспекте импортозамещения.

 

Материал и методы

Исследование проведено сравнением данных о зарегистрированных противоопухолевых препаратах, входящих в перечни ЖНВЛП в 2013 и 2018 гг. в Государственном реестре лекарственных средств. Статистическая обработка полученных данных была проведена методом z-критерия Фишера.

 

Ключевые тезисы

  1. Всего в РФ на 2013 год было зарегистрировано 286 торговых наименований противоопухолевых ЛП, из них российского производства 94 препарата, т.е. 33%. Фармацевтических субстанций отечественного производства в анализируемой группе в 2013 году было 19, что составляло 27% от 71 МНН.
  2. В 2018 году по 71 МНН зарегистрировано 393 торговых наименования противоопухолевых ЛП, из них российского производства – 162 препарата, т.е. 41%. Таким образом, мы видим увеличение доли отечественных ЛП в группе противоопухолевых на 8%. Фармацевтических субстанций отечественного производства в анализируемой группе в 2018 году зарегистрировано 37, что составило 51% от 71 МНН
  3. По сравнению с 2013 годом в 2018 году дополнительно появились 11 МНН лекарственных средств российского производства.
  4. Фармацевтические субстанции в 2018 году производят 37 отечественных предприятий, что на 51% больше чем в 2013г.
  5. В 2018 году по 65 МНН зарегистрировано 153 торговых наименования, входящих в данную группу лекарственных препаратов, из них российского производства – 56 препаратов, т.е. 35%.
  6. Таким образом, проведенное исследование показало, что из 136 МНН противоопухолевых ЛП, входящих в ПЖНВЛП в 2018 году, зарегистрировано 546 торговых наименований, из них российского производства – 218 препаратов, что составляет 40% от всех зарегистрированных в РФ противоопухолевых ЛП.

 

Заключение

Проведенное исследование показало статистически значимую положительную, но недостаточно высокую тенденцию увеличения количества противоопухолевых ЛП отечественного производства с 2013 года по 2018 – на 8%.

В целях оптимизации импортозамещения противоопухолевых ЛП необходимо:

Определить реальную потребность здравоохранения Российской Федерации по всему ассортименту противоопухолевых ЛП.

Учитывая высокую социальную значимость данной группы ЛП, рассмотреть возможность формирования госзаказа на их производство и распределения его по отечественным производителям, обеспечивая им государственную поддержку.

Ограничить количество регистрируемых дженериков противоопухолевых ЛП за счет более тщательной оценки их преимуществ.

Особое внимание следует уделить производству отечественных фармацевтических субстанций, без которых невозможно обеспечить лекарственную безопасность страны.

 

Cписок литературы

  1. Федеральный закон от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350.
  2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.02.2013 № 66 «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179288.
  3. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.10.2009 №965 «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года». URL:http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/4089282/?prime.
  4. Логинова Л.В., Петрухина И.К. Анализ ассортимента жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, выпускаемых фармацевтической промышленностью Приволжского федерального округа // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – Т. 17. – №5(3). – С. 954–958.
  5. Широкова И., Прожерина Ю., Бикбова М. Импортозамещение дает надежду онкологическим больным // Ремедиум. – 2017. – №7–8. – С. 25–27. DOI: http:// dx.doi.org/10.21518/1561-5936-2017-7-8-25-27.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2012 г № 1378-р. «Об установлении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2013 год». Режим доступа: http:// base.garant.ru/70105178/
  7. Распоряжение Правительства РФ от 23 октября 2017 г. № 2323-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, перечня лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи». Режим доступа: https://rg.ru/2017/10/25/pravitelstvo-rasp2323-site-dok.html.
  8. Аналитический отчет. Фармацевтический рынок России. Итоги 2013 г. DSM-групп. – М.: DSM-групп, 2014.
  9. Аналитический отчет. Фармацевтический рынок России. Итоги 2017 г. DSM-групп. – М.: DSM-групп, 2018.

 

Полная версия статьи: «Фармация и фармакология», 2019

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет