Психосоматическая трактовка нарушений осанки у детей и подростков
Категория: Культура и общество

Авторы: Чечельницкая С.М., Румянцев А.Г., Михеева А.А.

 

Нарушение осанки – наиболее частое заболевание опорно-двигательного аппарата у детей

Заболевания опорно-двигательного аппарата традиционно занимают одно из первых мест в структуре патологии детей и подростков школьного возраста. Наиболее частыми из них являются различные формы нарушения осанки — от 65% до 72% популяции по данным различных авторов. Острота проблемы обусловлена не столько сиюминутным состоянием школьника, имеющего не идеальный внешний вид, сколько неблагоприятным прогнозом, связанным с последствиями нарушенной осанки для всего организма в целом. В научной литературе представлены доказательства роли нарушений осанки в формировании структурных деформаций позвоночника и болевых синдромов. Нарушения осанки приводят к формированию патологических стереотипов (двигательного и статического), на их фоне развиваются функциональные суставные блокады и миофасциальный болевой синдром, изменяющие биомеханику позвоночника, что, в свою очередь, приводит к развитию дегенеративно-дистрофических изменений в межпозвонковом диске и связочносуставном аппарате. Как следствие, развивается остеохондроз, устойчивый болевой синдром и, возможно, формирование грыж межпозвоночных дисков. Учеными получены доказательства того, что нарушения осанки ведут к изменению топографии органов грудной клетки, брюшной полости. Доказана связь нарушений осанки с атрофическим гастритом.

 

В ортопедии диагностика нарушений осанки не учитывает социальный и эмоциональный аспекты

Многочисленны и разнообразны исследования, предлагающие методы профилактики нарушений осанки и их коррекцию. Однако, как показывает медицинская статистика, распространенность данной патологии в популяции неуклонно растет. Диагностика нарушений осанки сегодня рассматривается в рамках медицинской науки — ортопедии, никакая дополнительная информация о социальной ситуации развития, в которой находится ребенок, эмоциональном статусе, влияющем на его привычную позу, не принимается в расчет. Возможно, в этом сужении и кроется основная причина неэффективности мер по профилактике и коррекции нарушений осанки.

 

В современном психосоматическом патогенезе признается многофакторность в объяснении природы заболеваний

В настоящее время достаточно широко развивается психосоматическая медицина, рассматривающая здоровье и болезнь как взаимодействие психологических, социальных и биологических факторов. В современном психосоматическом патогенезе признается многофакторность в объяснении природы заболеваний. Соматическое и психическое, влияние предрасположенности и среды, фактическое состояние окружающей среды и ее субъективная переработка, физиологические, психические и социальные воздействия в их совокупности и в дополнение друг друга — все это имеет значение в качестве разнообразных воздействий на организм, описываемых как факторы, которые взаимодействуют между собой. В дополнение к психосоматической медицине, появились работы психологов, в которых обсуждаются вопросы психосоматического развития, социализации телесных функций, формирования телесных симптомов.

 

Социальная ситуация развития и психологические особенности вносят значительный вклад в формирование патологической осанки

Наши исследования, проведенные на выборке более 10 000 учащихся 1—11 классов Москвы, Петропавловска-Камчатского и Вологды, показали, что социальная ситуация развития и психологические особенности вносят значительный вклад в формирование патологической осанки.

Установлена взаимосвязь нарушений осанки и состава семьи, образования матери (r = 0,42 и r = 0,38 соответственно при р < 0,05).

Нарушения осанки достоверно чаще встречались в неполных семьях (63% р < 0,05). При этом мать значимо чаще имела высшее образование (78% р < 0,05). Не установлено связи нарушений осанки школьников с материальным положением семьи и ее жилищными условиями.

Выявлено, что, дети с нарушениями осанки по сравнению со здоровыми сверстниками достоверно чаще расценивают отношение к ним отцов как проявление враждебности и гораздо реже, как проявление позитивного интереса. Отношение матерей школьники с нарушениями осанки достоверно чаще расценивают как враждебное и непоследовательное.

Общая самооценка младших школьников с нарушением осанки не отличается от таковой у здоровых сверстников, более того, они достоверно выше оценивают себя по отдельным параметрам: «Учеба», «Дружба», «Ум», «Настроение», «Уверенность». Исключение составляет шкала «Здоровье», по которой показатели ниже, но не достоверно.

 

Корреляция осанки, интеллекта и самооценки

В 5-м классе самооценка по шкалам «Красота» и «Уверенность» снижается до уровня здоровых детей, но повышается самооценка по шкале «Здоровье». В 6-м классе достоверно выше самооценка по шкале «Счастье», остальные шкалы сравниваются со здоровыми сверстниками. Начиная с 7 класса самооценка детей с нарушениями осанки не имеет достоверных отличий от популяционной, тем не менее, во всех возрастах сохраняется тенденция к ее завышению. Сопоставление самооценки по шкале «Ум» и реального уровня развития вербально-логического мышления у школьников с нарушениями осанки указывает на неадекватность их более высокой самооценки. Видимо, завышаемая самооценка выступает для них компенсаторным механизмом, помогающим справиться с враждебным домашним окружением и повышенной тревожностью. В средней школе дети с нарушениями осанки демонстрируют более высокий интеллектуальный уровень, в 11 лет различия между ними и здоровыми сверстниками достигают уровня статической достоверности, но в тоже время их самооценка снижается до уровня популяции. Т.е. школьники действительно начинают справляться с повышенными требованиями родителей и самооценка, выполнив свою компенсаторную функцию, становится адекватной. Из всех форм нарушения осанки только выраженный кифоз сочетается с пониженной самооценкой, и то по одной шкале — «ум».

 

Связь непоследовательной воспитательной позиции матери с уровнем косвенной агрессивности у детей

Сглаживание физиологических изгибов позвоночника (плоская спина) у детей достоверно связано с повышенным индексом агрессивности, в частности косвенной агрессией. Наиболее фатально это сочетание проявляется при непоследовательной воспитательной позиции матери. 90,9% детей, воспринимающих материнскую воспитательную позицию как непоследовательную, имеют плоскую спину и повышенный уровень косвенной агрессивности.

 

Заключение

Обнаруженные нами закономерности подтверждают, что психологические особенности подростка значимо отражаются на привычной для него позе, и, следовательно, могут участвовать в формировании осанки. На первичность психологических феноменов по отношению к телесным указывал в своих работах Л.С.Выготский, вынашивавший идею психологической физиологии.

На наш взгляд, рассмотрение проблем нарушения осанки с психосоматических позиций позволит обогатить практику их профилактики и коррекции и получить более выраженные и стойкие результаты.

 

Литература

1. Киселева М.В. Клинико-психологические аспекты реабилитации детей с нарушениями осанки : автореф. дис. канд. мед. наук. — СПб., 2004. — 24 с.
2. Круцевич Т.Ю. Теория и методика формирования воспитания. — М. : Рыбари, 2003. — Т. 1. — 424 с.
3. Шалавина А.С. Особенность состояния физиологических изгибов позвоночника и показателей внешнего дыхания у детей 7–10 лет с различными типами осанки : автореф. дис. канд. биол. наук. — Казань, 1999. — 25 с.
4. Аврамова Е.А. Роль нарушений осанки в развитии хронического атрофического гастрита : автореф. дис. канд. мед. наук. — Новосибирск, 2002. — 24 с.

 


Источник: Философские проблемы биологии и медицины: Выпуск 3: Традиции и новации: Сборник материалов 3-й ежегодной научно-практической конференции. — М., изд-во «Принт- берри», 2009.
 

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет