Большая ошибка о витамине D
Категория: Экология и патология

Авторы: DimitriosT. Papadimitriou

 

Абстракт

В Финляндии с 2006 года сахарный диабет 1 типа не прогрессировал, а затем сократился после решения властей витаминизировать диетические молочные продукты холекальциферолом. Витамин D во врожденном и адаптивном иммунитете играет решающую роль. Недавно была обнаружена статистическая ошибка в оценке рекомендуемой нормы потребления (РНП) для витамина D. При правильном анализе данных институтом медицины было обнаружено, что 97,5% людей было необходимо 8895 МЕ/д, чтобы достичь значений ≥50 нмоль/л. Другое исследование подтвердило необходимость употребления 6201 МЕ/д для достижения 75 нмоль/л, а чтобы достичь 100 нмоль/л необходимо 9122 МЕ/сут. Крупнейший мета-анализ, проведенный когда-то в исследованиях, опубликованных в период с 1966 по 2013 год, показал, что уровни 25-гидроксивитамина D <75 нмоль/л, возможно, слишком занижены в целях безопасности и связаны с более высокой общей смертностью, опровергая предполагаемую ранее U-образную кривую смертности, связанную с уровнями витамина D. С тех пор, как общая смертность с уровнями витамина D в сыворотке ≥100 нмоль/л свелась к 1,0, мы призываем органы общественного здравоохранения рассмотреть вопрос о назначении в качестве РНП по меньшей мере трех четвертых уровней, предложенных экспертной комиссией ассоциации эндокринологов, в качестве безопасных верхних границ допустимого суточного потребления. Это могло бы привести к рекомендации 1000 МЕ для детей <1 года по обогащенной формуле, 1500 МЕ для детей грудного возраста старше 6 месяцев, 3000 МЕ для детей >1 года и около 8000 МЕ для молодых людей и остальных. Необходимо срочно принимать меры, чтобы защитить население мира от дефицита витамина D.

 

Введение

Масштабы диабета 1 типа (Д1Т) удваиваются каждые 20 лет. В Финляндии рекомендация по ежедневному потреблению витамина D постепенно сократилась с 4000-5000 МЕ (1964 г.) до 400 МЕ (1902 г.). Сопутствующим образом Д1Т на 350% увеличился у лиц в возрасте 1-4 лет, на 100% у лиц в возрасте 5-9 лет, и  на 50% у лиц в возрасте 10-14 лет [1]. Однако с 2006 года Т1Д не изменялся, а затем сократился после увеличения в сыворотке крови 25-гидроксивитамина D (25[OH]D) с того момента как власти приняли решение витаминизировать диетические молочные продукты холекальциферолом[2]. Кроме того, в глобальном уровне связь ультрафиолетового (УФ)-B-света и витамина D с Д1Т и рассеянным склерозом теперь более чем очевидна.

 

Основное содержание

Витамин Dи иммуномодуляция

Витамин D во врожденном и адаптивном иммунитете играет решающую роль.  Было показано, что перенаправление аутореактивных Т-клеток человека при взаимодействии с дендритными клетками может быть модулировано аналогом 1,25-дигидроксивитамина D3 [3]. На недавнем пленарном заседании под названием «Клеточная терапия при сахарном диабете 1 типа», которое закрыло собрание Европейского общества педиатров-эндокринологов в Париже в 2016 году, Барт О. Руп (Bart O. Roep) [3] объявил о первоначальных  клинических испытаниях 1 фазы на людях в 2016 году со следующим протоколом: дендритные клетки будут выделены из периферической крови пациента, культивированы с кальцитриолом, а затем повторно введены в брюшную интрадермальную позицию, чтобы «научить» остальные иммунные клетки больше не атаковать β-клетки. В широкомасштабном когортном исследовании с 2000 МЕ холекальциферола в день случаи Д1Т уменьшились на 78% [4]. Уровни витамина D>100 нмоль/л (40 нг/мл с коэффициентом перерасчета × 2,5) улучшают секрецию инсулина [6] и предотвращают разрушение β-клеток, подавляя адгезию макрофагов и миграци посредством подавления стресса эндоплазматического ретикулума и рецептора-поглотителя-A1 [7].

 

Статистическая ошибка в оценке рекомендуемой нормы потребления витамина D

При правильном повторном анализе данных, использованных институтом медицины, Veugelers и Ekwaru [8] доказали, что для достижения значений ≥50 нмоль/л для 97,5% индивидуумов потребуется 8895 МЕ/д. Heaney et al. [9] подтвердили данное обнаружение, сообщая, что для достижения рекомендации общества эндокринологов 75 нмоль/л необходимо 6201 МЕ/д и 9122 МЕ/день для достижения 100 нмоль/л.

 

К каким уровням витамина Dв сыворотке крови мы должны стремиться?

Garland et al. [10] опубликовали крупнейший метаанализ, проведенный когда-то в исследованиях, опубликованных в период с 1966 по 2013 год, касающийся общей смертности, связанной с сывороткой 25(ОН)D, показывая, что уровни 25(OH)D <75 нмоль/л возможно слишком занижены в целях безопасности и связаны с более высокой общей смертностью, опровергая предполагаемую ранее U-образную кривую уровней витамина D и смертности.

 

Обращение к органам общественного здравоохранения

Поскольку риск общей смертности (от аутоиммунных заболеваний, метаболического синдрома, диабета 2 типа, рака) с уровнями витамина D в сыворотке ≥100 нмоль/л [10] снижается до 1,0, мы призываем все ответственные органы общественного здравоохранения рассмотреть возможность назначения соответствующих рекомендуемых доз потребления (т.е., среднесуточного уровня потребления, достаточного для удовлетворения потребностей в питательных веществах почти всех здоровых людей, допускающих минимальное солнечное воздействие), которые предлагаются экспертной комиссией ассоциации эндокринологов (2011 г в качестве безопасных верхних границ допустимого суточного потребления для пациентов с риском дефицита витамина D (<50 нмоль / л): 2000 МЕ для пациентов <1 года, 4000 МЕ для лиц в возрасте 1-18 лет и 10 000 МЕ для лиц старше 18 лет.

Поскольку для достижения 100 нмоль/л [9] требуется 10 000 МЕ/д [9], за исключением лиц с гиперчувствительностью витамина D, и поскольку данных о побочных эффектах, связанных с сывороточными уровнями 25(ОН)D<140 нмоль/л нет, которые мы предлагаем безопасные дозировки, которые могут быть использованы для достижения уровня 75 нмоль/л или оптимального 100 нмоль/л. Конечно, на основе пищевых привычек, солнечного воздействия и широты, в которой находится страна, эти рекомендуемые дозы могут быть индивидуализированы, они также могут быть скорректированы в соответствии с индексом массы тела, возрастом и цветом кожи, избыточной массы тела, пожилыми и темнокожими людьми, которые нуждаются в более высоких дозах.

 

Объяснение пандемии гиповитаминоза витамина D

Всего 20% нашего запаса витамина D поступают из нашего рациона питания. Остальные 80% потенциально должны производиться в нашей коже от солнечных УФ лучей спектра В. По сравнению с рекомендациями 1960-х годов по употреблению от 4000 до 5000 МЕ/д  во избежание рахита, в нашем рационе на сегодняшний день не хватает промысловой рыбы (× 10 богаче витамином D), натуральных яиц и свежего молока. Дети играют,  а взрослые люди целый день работают в помещении, а для предупреждения меланомы используются мощные солнцезащитные средства. Даже солнечные страны, такие как Греция, характеризуются высокой распространенностью дефицита витамина D, поскольку угла высоты солнечных лучей с осени до весны не достаточно для производства витамина D при обычном солнечном воздействии.

 

Оптимальное дополнение витамина D

С целью получения витамина D в установленной дозировке 100 нмоль/л, доза, частота и продолжительность приема для здоровых пациентов будут важными факторами, оптимизирующими их пищевой статус. Поскольку в случае витамина D уровни в сыворотке зависят от приема пищи (20%) и солнечного облучения (80%), практический подход мог бы заключаться в рекомендации, по меньшей мере, трех четвертых уровней, предложенных экспертной комиссией ассоциации эндокринологов, в качестве безопасных верхних границ допустимого суточного потребления в течение всего года, за исключением таких обстоятельств, как отпуск, где предусматривается времяпровождение на солнце. Это можно было бы перевести как, например, 1000 МЕ для детей <1 года по обогащенной формуле, 1500 МЕ для детей старше 6 месяцев, которые находятся на грудном вскармливании, 3000 МЕ для детей>1 года и до 8 000 МЕ для подростков и взрослых, с непедиатрическими дозами, адаптированными к индексу массы тела, с целевым значением, установленным до 100 нмоль/л вместо 50 нмоль/л. Что особенно важно, согласно клиническим рекомендациям общества эндокринологов, дозировки до 1000 МЕ/сут для детей до 6 месяцев, 1500 МЕ/день для детей от 6 месяцев до 1 года, 2500 МЕ/сут для детей в возрасте 1-3 лет , 3000 МЕ/сут для детей в возрасте от 4 до 8 лет и 4000 МЕ/сут для остальных лиц старше 8 лет можно с безопасностью назначать без медицинского наблюдения, но только для предотвращения дефицита витамина D, а более высокие дозы могут потребоваться для коррекции гиповитаминоза D.

 

Важность восполнения витамина D

Данная стратегия основывается на адекватной нутритивной поддержке среди беременных и кормящих женщин и на своевременной нутритивной поддержке каждого новорожденного до сероконверсии. Невозможно полностью предусмотреть все преимущества относительно общего состояния здоровья людей, помимо очевидного укрепления скелета, но они могут быть более значительными, чем ожидалось, учитывая влияние дефицита витамина D на метаболический синдром. Улучшение статуса витамина D может помочь снизить бремя метаболического синдрома и последующие потенциальные состояния здоровья, в том числе диабет 2 типа  и сердечно-сосудистые заболевания.

 

Заключение

К сожалению, медицине потребовалось слишком много времени на то, чтобы понять, что витамин D – это не просто витамин, который предотвращает рахит. Для этого может быть достаточно 400-600 МЕ/сут. Однако сегодня мы знаем, что витамин D является мощным ядерным рецептор-активирующим гормоном, который играет важную роль, особенно в отношении иммунной системы. На основе данных, упомянутых выше, для поддержания уровней витамина D примерно на 75-100 нмоль/л практически с нулевым риском токсичности, предлагаемых доз, вероятно, достаточно. Несомненно, чтобы прояснить оптимальное восполнение витамина D, необходимы дальнейшие исследования, хотя неясно, является универсальное рекомендуемое диетическое пособие пригодным для использования. В то же время необходимы срочные меры для защиты населения мира от угроз, связанных с дефицитом витамина D.

 

 

Источник: Journal of  Preventive Medicine and Public Health 2017; 50(4): 278-281.

Published online: May 10, 2017

DOI: https://doi.org/10.3961/jpmph.16.111

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет