О биопсихосоциальном подходе к анализу пищевого поведения россиян
Категория: Экология и патология

Авторы: А.М. Карпов, М.В. Кирюхина, М.В. Белоусова, Е.Б. Михайлова, М.А. Уткузова

 

Биопсихосоциальная структура человека применительно к  пищевому поведению

Современная научная парадигма определяет человека как существо биопсихосоциальное, имеющее три составляющих – биологическую, психологическую, включая духовную, и социальную. Биопсихосоциальная структура человека является матрицей для изучения всех проблем человечества.

Биологические потребности предназначены для обеспечения целостности и гармоничности человека в границах тела. Биологические запросы питания можно рассчитать по физиологическим и гигиеническим нормам.

 

 

Социальные потребности предназначены для обеспечения целостности и гармоничности человека в границах (в пространстве) общества. Они удовлетворяются в социальной среде, в том числе совместного приема пищи. Пищевое поведение регулируется социальными нормами, традициями и т.д.

Духовные потребности проявляются стремлением к целостности и гармоничности человека в пространстве человечества. В служении Творцу присутствуют рекомендации для пищевого поведения-посты и ритуальные продукты.

Приведем наши представления о 8 составляющих пищевого поведения и принципы их психотерапевтической коррекции.  

 

 

Биологическая составляющая пищевого поведения состоит в обеспечении организма энергетическими и пластическими субстратами и носителями информации – нуклеиновыми кислотами. Количество белков, жиров, углеводов, витаминов, солей, воды и других компонентов пищи, нужных для полного удовлетворения всех запросов организма, доступно для точного определения по гигиеническим, возрастным, гендерным, конституциональным, профессиональным, климатическим и другим нормам. Необходимо обучаться методикам расчета оптимального индивидуального количественного и качественного состава пищевых продуктов и их практического применения в питании. В психотерапии расстройств пищевого поведения биологическую составляющую нужно обозначать как приоритетную. 

 

Информационная составляющая пищевых продуктов малоизвестна, но стратегически важна и состоит в том, что натуральные продукты и организм человека имеют клеточное строение. А клетки имеют общие структурно-функциональные элементы – мембраны, ядро, митохондрии, лизосомы, рибосомы и др. ДНК клеток продуктов и человека состоит из одних и тех же нуклеотидов – аденина, гуанина, тимина и цитозина. В геноме человека и продуктов много общих генов, определяющих сходство их химического состава.

Алгоритм и «инструментарий» регуляции структурных и функциональных параметров всех организмов один и тот же:

У растений, животных и людей, находящихся на одной, «родной» территории, «нагрузки» солнечным светом, температурой, составом воздуха, воды и почвы, экологическими и климатическими факторами одни и те же. Это обстоятельство определяет сходство и параллелизм в наборе активных генов, ферментов, процессов и веществ, содержащихся в организмах растений, животных и людей. Из этого положения следует рекомендация употреблять в пищу продукты, произведенные на «малой родине». Они содержат в себе информацию о всех ее географических, космических, производственно-технологических, культуральных и других характеристиках. Из этих продуктов человек получает максимум сбалансированных биологических ресурсов. Продукты, произведенные в далеких странах, несут в себе генетическую информацию, «копирующую» характеристики тех территорий и соответствующую «нагрузкам» людей, которые на них живут, но не нашим запросам.

Свои продукты не только полезнее, но и безопаснее. За границей широко используются технологии производства более дешевых, товарных, длительно сохраняющихся продуктов с использованием гормонов, антибиотиков, консервантов, стабилизаторов, ароматизаторов, загустителей, усилителей вкуса и модифицированных генов. 

 

 

Медицинская составляющая питания. Пища является лечебным фактором и источником биологически активных веществ, которые принимают участие в процессах восстановления поврежденных молекул, клеток, тканей, органов и функций, в защите от повреждений вредными факторами. Подбором продуктов можно оказывать целенаправленное воздействие на метаболизм, эндокринный, неврологический, соматический и психический статус. Существует научное и методическое обоснование диетотерапии, лечебного голодания, раздельного питания, вегетарианства, сыроедения и других направлений использования питания с лечебной целью. Это положительный «медицинский» потенциал питания.

 

 

Негативный «медицинский» потенциал пищи. Современные технологии производства продуктов включают использование сотен биологически активных веществ, в том числе вышеназванных лекарственных препаратов - антибиотиков, гормонов, витаминов, антиоксидантов и др., которые опасны для здоровья людей. В натуральных продуктах тоже могут содержаться вредные вещества, например в ядовитых грибах, листьях и ягодах. В консервах и напитках могут быть токсины, вырабатываемые микробами, паразитами, плесенью и др. Эти вещества и их воздействие на организм человека известны. Информация о них доступна.

Психотерапевтическое использование этой информации возможно в рамках рациональной психотерапии в комплексе с дието-, фито- и другими видами терапии.

 

Спортивно-эстетическаясоставляющая питания. Как источник пластических и энергетических ресурсов для организма, пища широко используется для достижения субъективно-идеальных форм тела. В пищевом поведении появляются социальные мотивации - нравиться другим, быть представительным, внушительным, вызывать у друзей уважение, восхищение, у противников - страх, зависть, неприязнь и т.д. Доминирование спортивно-эстетической составляющей в пищевом поведении создает конкуренцию для биологической составляющей. Об этих рисках нужно знать и своевременно их предупреждать.

Определенная категория спортсменов стремится увеличить объем мышц и начинает употреблять в больших количествах специальные продукты, богатые белком, комплексы аминокислот, витамины, биодобавки, гормоны и другие биологически активные вещества. В этих случаях возникают риски расстройств здоровья — гипертонии, нарушений функций печени и почек, импотенции, опухолей и др. Другая категория спортсменов и моделей, наоборот, стремится снизить массу тела, обрести неземную стройность. Для достижения своих социальных и коммерческих целей они ограничивают себя в питании, особенно в жирах и углеводах, вызывают нарушения обмена веществ, гормональной, вегетативной и психической регуляции.

У обеих категорий, зависимых от формы тела, возникают психологические и психические проблемы — фиксация на фигуре, лице, одежде, косметике и пище, жесткий контроль над аппетитом, составом продуктов и пищевыми мотивациями, навязчивые страхи нарушить диету, испортить внешность (отечностью, бледностью, прыщами), астения, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, головокружения, нарушения координации, головные боли, гипо- или гипертония, бессонница или сонливость и др. Обладатели престижных тел нуждаются в финансовой, психологической и психотерапевтической поддержке. В рациональной психотерапии нужно создать у пациентов нормальную иерархию приоритетов и масштабов потребностей - от биологических через социальные к духовным.

 

Психологическая составляющая пищевого поведения. Значимость питания для здоровья и жизни способствует возникновению сверхценного отношения к нему у людей, ответственных за обеспечение и организацию питания, например родителей, жен, бабушек. Они думают, что чем больше впихнут в свою жертву пищи, тем лучше выполнят свой родительский долг, обеспечат «сырьевую» базу для роста, развития, работоспособности и здоровья. Они склонны всех перекармливать, проявляют при этом патологическую стеничность,авторитарность, ригидность, назойливость, лживость, артистизм, используют запугивание, шантаж («ты меня не любишь», «ты поел где-то на стороне»), формируют чувство вины у защищающихся от переедания. Дети и мужья, чтобы не обидеть «кормильцев», сохранить хорошие отношения, вынуждены жертвовать своим здоровьем, «наедать» ожирение, диабет, гипертонию, подагру и другие болезни.

Психотерапевтическая коррекция сверхценного отношения к питанию и кормлению направлена на формирование системного, биопсихосоциального алгоритма пищевого поведения, гармонизацию всех его составляющих, описанных в данной статье.

 

Коммуникативная составляющая пищевого поведения. Пищу принимают не в одиночку, а в составе семьи, коллектива, друзей, в обществе знакомых и незнакомых - кафе, ресторане, т е. в социуме. Совместная еда является пространством удовлетворения социальных потребностей - символизирует единство, доверие, эмпатию и др. Межличностные отношения распространяются на пищевое поведение. «Кормильцы» и «едоки» через пищу выражают заботу, любовь, интерес, уважение. Значимость людей или событий отмечается предложением престижных и эстетичных продуктов, ставших социальными символами, - конфет, тортов, редких сортов чая, кофе и др.

 

 

Коммуникативный характер питания дает возможность для психологических манипуляций между субъектами «пищевого взаимодействия». «Едоки» отношением к еде могут воздействовать на «кормильцев». Высокая оценка вкуса, аромата, вида и состава пищи, охотное ее употребление, похвалы автору блюд выражают благодарность, уважение, признательность, любовь к нему, способствует развитию близких, дружественных отношений. Но пищевым поведением можно вызывать у «кормильцев» и чувство тревоги, страха, вины, создавать у них мотивации на увеличение объема внимания и заботы, решать личные психологические проблемы в структуре пищевого поведения. Оно может быть даже выражением агрессии. Например, внук демонстративно не ест качественную пищу, приготовленную бабушкой. Вместо нее с аппетитом поедает опасные для здоровья чипсы, «кириешки», роллы, гамбургеры, специи, кетчуп, соусы, бульонные кубики. Негативистичный внук таким способом «отбивается» от бабушкиных проявлений любви и заботы о нем, трансформирует ее лучшие побуждения в обиду, разочарование, растерянность, стресс, депрессию, психосоматические расстройства. Страдают обе конфликтующие стороны на уровне соматического, психического и нравственного здоровья.

При конфликтах в семье «противники» начинают питаться раздельно, заводят разные холодильники, разную посуду, стараются не встречаться в одно время на кухне. Использование питания в «боевых» целях, привязка к нему негативных эмоций вызывает расстройства в биологической составляющей питания в форме психосоматических заболеваний. Психотерапия этих расстройств направлена на их осознание, понимание не- адаптивности этих стратегий борьбы за свои интересы, ознакомление с биопсихосоциальным алгоритмом питания, на личностный рост и выбор адаптивных стратегий (копингов) поведения.

 

Социально-статусная составляющая. Люди, достигшие высокого социального положения, «должны» ему соответствовать во всем и, выполняя свой долг перед непростым статусом, вынуждены покупать продукты известных марок и фирм в престижных магазинах. Место продажи, названия, цены, упаковки продуктов способствуют формированию желаемого имиджа. В разговорах они отмечают свою гастрономическую эрудицию, изысканность вкусов и финансовую состоятельность — сообщают, в каких ресторанах были, какие заморские деликатесы ели и пили.

Бедные люди ищут продукты подешевле, приобретают их на ярмарках, в дни «акций», на распродажах, с истекающим сроком хранения... Свой социальный статус они также обозначают соответствующими характеристиками продуктов.

Когда людям выделиться нечем, то можно обратить на себя внимание оригинальными пищевыми предпочтениями и демонстрацией особенностей пищевого поведения.

Нужно иметь в виду, что социальные потребности, интегрированные в пищевое поведение, могут конкурировать с биологическими и духовными потребностями, следует проводить психотерапию и профилактику нарушений питания, опасных для здоровья родителей и особенно – детей. Для этого также можно использовать биопсихосоциальный алгоритм анализа пищевого поведения.

 

Духовная составляющая пищевого поведения. Духовная составляющая акцентируется превосходством над биологической и социальной. В религиозных практиках православия, ислама и других религий имеются рекомендации, регламентирующие, ограничивающие состав продуктов, способ их приготовления (халяль) и время употребления. Эти рекомендации имеют теоретическое, практическое и психотерапевтическое обоснование. Они не только не противоречат удовлетворению биологических и социальных потребностей в структуре пищевого поведения, но и способствуют их гармонизации и интеграции, а также формированию нормативной личности.

Регламентации состава продуктов в православии направлены на ограничение мяса, молока, рыбы, яиц, т.е. животных белков и жиров. Это способствует очищению организма от шлаков, образующихся при употреблении этих продуктов, снижает риски развития многих заболеваний – атеросклероза, гипертонии, подагры, ожирения, рака и др. Постное питание способствует уменьшению синтеза определенных гормонов, медиаторов, рецепторов, ферментов, что создает биологическую основу для ясности мыслей, укрепления воли и дисциплины, доброжелательности отношений, душевной гармонии. Это психотерапевтическое сопровождение пищевых ограничений.

Медицинская составляющая питания не страдает, потому что пищевые ограничения дифференцированы с учетом запросов организма человека и психотерапевтически защищены. Беременным и кормящим женщинам, соматически больным, путешествующим рекомендуется питаться в соответствии с биологическими запросами их организма, т.е. без ограничений.

 

Наиболее распространенные конфликты в структуре пищевого поведения.

1. Конфликт между биологической и социальной составляющей пищевого поведения. Например, по социальным и экономическим соображениям продуктов покупают больше, чем нужно, создают запасы на случай повышения цен, прихода гостей. Сроки годности продуктов ограничены. Нередко они портятся, и их выбрасывают. Готовят тоже с запасом, чтобы всех накормить досыта; чтобы хозяев не заподозрили в скупости и жадности, в тарелки кладут больше, чем нужно. Чтобы еду не выбрасывать, хозяйку не обидеть, лучше все съесть. По этой причине люди переедают. Это ущерб здоровью и финансам.

2. Конфликт между духовной, биологической и социальной составляющими. Пример: во время поста православным нужно исключить из рациона животную пищу. Зимой холодно. Энергозатраты у работающих людей возрастают. Некоторые люди без мяса не ощущают сытости, постная пища не насыщает. Или: продукты уже куплены, за 7 недель они могут испортиться, но выбрасывать продукты - грех. Создается конфликт интересов.

3. Конфликт между биологическими и социальными потребностями характерен для больных анорексией [3]. У девушек доминирует социальная потребность сохранять юность, не взрослеть, соответствовать модным стандартам фигуры, нравиться мужчинам, привлечь внимание агентов модельного бизнеса. Они резко ограничивают питание, исключают жиры и углеводы. В результате этого нарушаются биологические потребности организма в пластических и энергетических ресурсах, исчезает способность к деторождению. Снижается работоспособность. Прекращается менструальный цикл. Выпадают волосы. Развиваются дистрофические и атрофические процессы в органах. Иногда это приводит к летальным исходам. Духовная потребность в смысле жизни, творчестве, любви, в полезной для людей деятельности у них также блокируется.

Стратегическим направлением психотерапии расстройств пищевого поведения является реализация биопсихосоциального подхода — определение всех его составляющих, соотношения между ними и формирование нормативной иерархии человеческих потребностей с возрастанием их приоритетов и масштабов — от биологических через социальные к духовным.

 

Литература:

1. Карпов, А.М. Здравствуйте, если хотите / А.М. Карпов. — Казань, 2008. — 224 с.

2. Незнанов, Н.Г. Школа В.М. Бехтерева: от психоневрологии к биопсихосоциальной парадигме/Н.Г. Незнанов, М.А. Акименко, А.П. Коцюбинский. — СПб.: ВВМ, 2007. — 248 с.

3. Роль возрастного фактора в формировании клиники нервной анорексии/М.В. Коркина, Б.В. Зейгарник, М.А. Карева, В.В. Марилов//Журнал невропатол. и психиатр. —1976. — Вып. 3. — С. 1871—1875.

4. Engel, G. The Clinical Application of Biopsychosocial Model / G. Engel // The American Journal of Psychiatry. — 1980. — Vol. 137, № 5. — P.535—544.

 

Источник: журнал «Общественное здоровье и здравоохранение» №4, 2015

 

 

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет