Электронный журнал
Категория: Технологии и информационные системы

Автор: А.В. Буянова 

 

Резюме

Современные технологии способствуют более продуктивной работе медиков. Так, например, при помощи телемедицинских технологий больница может организовать больший охват диагностических процедур или консультаций без  личного приема пациентов.  Возникает ряд юридических вопросов, которые препятствуют эффективной работе данной технологии. Поэтому актуальны проблемы юридического регулирования.

 

Фактаж

1.  В статье анализируются проблемы правового регулирования телемедицины, закрепленного в ФЗ №242-ФЗ от 29.07.2017.

2. В Концепции развития здравоохранения до 2020 г. одним из приоритетных направлений является информатизация и внедрение инновационных технологий в оказание медицинской помощи. Телемедицина может стать одной из спасающих экономику страны областей, поскольку она способна сберечь ресурсы и при этом повысить экономическую эффективность оказания медицинских услуг.

3. В соответствии с Законом телемедицинские услуги представляют собой совокупность организационных, технических и иных мер, которые применяются в процессе оказания медицинских услуг с использование механизмов передачи информации по линиям связи. При этом, в соответствии с Приказом Министерства Здравоохранения РФ от 30 ноября 2017 г. № 965н «Обской помощи с применением телемедицинских технологий», обязательно должна быть произведена идентификация субъектов такого взаимодействия, то есть медицинского работника и пациента, который должен быть персонифицирован, поскольку без полной информации о его (пациента) состоянии, указанной в медицинской карте, врач не сможет должным образом оказать помощь, а медицинский работник (врач) – в связи с применением возможных мер ответственности в случае нарушения им определенных правил и его обязанностей.

4. Для должного правого регулирования необходимо создание федерального регистра с данными лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, которым будет оказана помощь. Законом №242-ФЗ введена в действие статья 91.1. в ФЗ-323, в которой закреплено создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, где содержатся персональные данные сторон.

5. Приоритетными пациентами являются лица с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, сердечные заболевания), пациенты, требующие специального лечения или оперативного вмешательства (в случаях, когда нет возможности оказать помощь очно).

6. Основные цели таких нововведений следующие:

7. Таким образом, вопрос правового регулировании оказания телемедицинских услуг так и остается открытым, поскольку определенные вопросы остаются нерешенными и порождают множество коллизий, напри-мер, таких, как:

 

Заключение

Пока единый стандарт не будет принят, цели, предусмотренные введением телемедицинских услуг не смогут быть достигнуты.

Механизм и процедура телемедицинской помощи до конца не отработаны, что тормозит развитие интернет технологий в сфере медицины и возможная польза, которая может быть получена, не реализуется в полной мере. Следовательно, данный вопрос должен быть поставлен на повестку и до конца отрегулирован в ближайшее время, иначе стремительное развитие технологий рискует выйти из-под контроля, что чревато многочисленными судебными процессами по вопросам ответственности и платы за оказание медицинских услуг.

 

Литература                             

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 2009. №7(21.01)
  2. Федерального закона №242-ФЗ от 29.07.2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья»;
  3. Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 30 ноября 2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий»;
  4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание Законодательства РФ. 2008. №47. 24 ноября;
  5. Богдановская И.Ю. Правовое регулирование использования информационных технологий в телемедицине США «Информационное право», 2007, № 1
  6. Воробьева Л.В., Савина Л.В., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (постатейный) (под ред. Л.В. Воробьевой) (Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2011)
  7. Дашян М.С. «Право информационных магистралей (Law of information highways): Вопросы правового регулирования в сфере Интернет» («Волтерс Клувер», 2007)
  8. Куракова Н.Г. Система телемедицинских услуг в Российской Федерации: дефакто и деюро // Врач и информационные технологии. 2009. №2. С. 52-62.
  9. Назаров С.В., Фисенко З.Ю. Опыт внедрения компьютерного предрейсового медицинского осмотра: правовые аспекты «Медицинское право», 2016, №1

 

Полная версия статьи: журнал «Социально-политические науки» №2 2018

 

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет