Медицина и религия
Категория: Медицина и технологии

Медицина в нашей жизни

Медицина неразрывно связана с нашей повседневной жизнью. В каждом доме есть пластыри и обезболивающие лекарства; вода, текущая из кранов, предварительно обеззараживается; при уборке мы используем дезинфицирующие средства, - иными словами, человек постоянно прибегает к достижениям медицины, чтобы избежать заболеваний и сделать жизнь максимально комфортной.

 

 

Медицина имеет для нас особое значение в кризисные и переходные периоды - в начале и конце жизни, во время серьезных заболеваний. Войны тоже заставляют людей чаще обращаться к достижениям медицины. Страдающие идут к врачам, народным целителям и распространителям «лекарств от всех болезней», чтобы избавиться от недугов и сохранить здоровье. Пациенты выбирают те методы лечения, которым доверяют больше всего, те, которые соответствуют их системе убеждений и восприятию окружающей действительности.

При рождении и смерти почти всегда присутствуют врачи, облегчающие людям приход в жизнь и уход из нее. Задолго до появления современных процедур принятия родов, обезболивания и хирургических методик, женщины звали повитух, чтобы те помогли избежать осложнений при разрешении от бремени. Подготовка к смерти считалась важной духовной практикой во всех культурах, верящих в жизнь после смерти или реинкарнацию. Чтобы успеть достичь необходимого состояния - полного очищения или глубинной мудрости, перед смертью люди держали при себе амулеты, молились, употребляли специальные вещества и т.д.

Изучая произведения искусства, посвященные медицине, привезенные из разных стран и принадлежащие разным эпохам, можно составить представление о широчайшем спектре медицинских практик. Неважно, как создавались эти произведения - в ритуальных, образовательных или иконографических целях. По ним можно судить не только о разнообразии, но и об общих чертах разных медицинских традиций, существовавших во всем мире, а также о роли медицины в нашей жизни.

 

Традиционная медицина древних времен

Заболев, человек часто задается вопросами: «Почему это случилось со мной?», «Как можно было избежать болезни?» Во многих культурах болезни считаются последствиями неправильного образа жизни, в частности употребления вредной пищи, или отравления ядовитыми веществами. При этом, несмотря на материальную природу заболеваний, для большинства культур всегда был характерен поиск духовной поддержки для преодоления недомоганий.

Во многих странах мира в древности люди верили, что болезни насылают демоны. В китайской, африканской и сингалезской (Шри-Ланка) традиционной медицине существовали специальные техники для отпугивания демонов и избавления от болезней. По убеждению древних людей, демоны – не нашедшие покоя души умерших, боялись амулетов, заклинаний и ритуальных танцев.

В Древней Греции и Древнем Египте чтение молитв сочеталось с использованием лекарственных трав, специальной диетой, а также выполнением физических упражнений или соблюдением постельного режима. Люди верили, что необходима воля богов, дабы лечение положительно сказалось на состоянии больного. Молитву с лечением сочетали и в исламском, и в христианском мире; священники и пророки считались проводниками божественной исцеляющей силы в средние века и на заре современной эры.

 

         

                                                   Исида                                                                                Oсирис                                                 

                                     Автор неизвестен                                                        Автор неизвестен                                   

                                Oк. 600-30 до н.э.                                                                 XI-Vв. до н.э.                                    

Бронза. 19,5 х 4,5 х 7,5 см                                                Бронза. 23 х 5 х 5 см 

 

Два самых почитаемых в Древнем Египте божества, Исида и Осирис, считались наиболее влиятельными во всем пантеоне небожителей. Исиду, богиню плодородия и материнства, часто изображали с сыном Хором на руках. Осирис был правителем подземного мира и царем мертвых. На статуэтке он изображен со скипетром и короной на голове - традиционны ми древнеегипетскими символами власти.

 

 

 

В Тибете целители следуют учению Будды медицины. Считается, что он передал своим последователям познания в области медицины через Четыре медицинские тантры. В них содержатся рецепты эликсиров, исцеляющих страждущих и замедляющих старение, а также способствующих просветлению. Буддисты верят, что человек рождается больным и страдания неизбежны. Лечение обязательно включает пение мантр и медитацию, с помощью которых «больные» стараются обрести гармонию с духовным миром.

Пытаясь постичь причины болезней, представители большинства культур стремятся выйти за рамки реального мира, возможно потому, что медицина не всегда способна даровать исцеление. Обращаться к духовным сферам в поисках ответов человека заставляет вопрос о том, почему лекарство, которое действует на одного, другому не приносит никакого облегчения.

 

Имхотеп

Автор неизвестен

VIдо н.э.

Серебро. 16 х 42 х 8,4 см

Имхотеп (ок. 2601-2/00 до н.э.) — египетский бог медицины. Как и в данном случае, его часто изображали сидящим, со свитком на коленях, свидетельствовавшим об учености и достигнутых успехах, Имхотеп был не только великим медиком, но и архитектором Ступенчатой пирамиды в Саккаре - самого древнего каменного здания на Земле, а также главным министром фараона Джосера.

 

Гигиея

Автор неизвестен

Iв. до н.э. - Iв. н.э.

Мрамор. 51 х 17 х 14 см

Гигиея - древнегреческая богиня здоровья и чистоты, одна из дочерей Асклепия, бога медицины. Как символ чистоты, Гигиея оказала влияние и на западную медицину - от ее имени произошло слово «гигиена».

 

Традиционная медицина Северной Америки

В культуре коренных племен Северной Америки болезнь считалось физическим проявлением нарушения духовного равновесия, поэтому лечение было направлено на восстановление гармонии. Представители других культур называли индейских целителей шаманами, однако это определение не совсем подходит для описания их роли в местной медицине. Старейшины, которые лечили своих соплеменников и обращались за помощью к духам, просили не только исцелить болезнь, но и умерить гнев и наладить отношения между человеком и окружающим миром. Оказание медицинской помощи было лишь одной из множества задач индейских целителей. Считалось, что они обладают особыми способностями, но для того, чтобы научиться пользоваться ими, требовалось немало времени. Целителями могли стать как мужчины, так и женщины. Обычно знания передавались из поколения в поколение в одной семье. Во многих коренных племенах старейшина-целитель мог совершать ритуальные действия, чтобы защитить воинов от ран и вернуть здоровье больным. Для целителей индейцы вырезали из дерева или оленьего рога специальные посохи и украшали их кожей, мехом и перьями - эти материалы традиционно символизировали силу, здоровье и чистоту.

 

Йебихей Сват - церемония исцеления у индейцев

Эвард Шерриф Кёртис (1868-1952)

Ок. 1904

Снимок на серебряной пластине.  45,2 х 34,5 см

Три участника церемониального танца переодеты в богов индейского пантеона: Тоненили (бог дождя) и близнецов-героев (Убийца чудовищ и Дитя воды). В церемониях народа навахо эти боги восстанавливают гармонию Вселенной и борются с болезнями и разрушениями.

 

Медицинская практика коренных жителей Америки мало известна истории. В большинстве случаев эти знания полагались священными или слишком ценными, чтобы позволить иностранцам получить артефакты либо узнать о специальных обрядах или растительных средствах. В конце XIX в., после многих десятилетий конфликта между белыми завоевателями и коренными народами Америки, потомки первых переселенцев постепенно начали понимать, что имевшие богатую культуру древние племена по их вине оказались на грани исчезновения. Именно тогда они стали предпринимать попытки запечатлеть традиции и образ жизни индейцев на картинах и фотографиях. Часть таких работ была посвящена традиционной индейской медицине.

 

Лекарь народа навахо

Эвард Шерриф Кёртис (1868-1952)

Ок. 1904

Снимок на серебряной пластине.  42 х 31,3 см

Эдвард Шерриф Кёртис был автором уникальных фотографий коренных жителей Америки. За 30 лет он сумел запечатлеть представителей более 80 индейских племен на закате эпохи их существования на континенте как отдельной многочисленной расы. Кёртис специализировался на портретных снимках, как, например, в данном случае, где он запечатлел лекаря народа навахо.

 

Сегодня большинство представителей коренного населения Америки при лечении распространенных заболеваний полагается на западную медицину, однако в последнее время стал расти интерес к традиционным методами врачевания и фольклору индейцев, что способствует объединению западной и североамериканской культур.

 

 

Источник: по материалам книги Д. Андерсона, Э. Барнса, Э. Шеклтона «Медицина в искусстве»

 

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет