Световая архитектура
Категория: Дизайн среды

Авторы: Гусев Н.М., Макаревич В.Г.

При проектировании освещения интерьеров комплексно решаются следующие задачи:
• функциональная — обеспечение уровня освещенности для конкретных условий зрительной работы в помещении;
• архитектурная — создание художественной выразительности интерьера;
• экономическая — определение оптимального варианта, учитывающего функциональные и архитектурные требования к освещению.

Существующий метод оценки световой среды покоится на двухмерном критерии — освещенности поверхности. Световая архитектура интерьера связана с восприятием пространства, формы, пластики, цвета, т. е. с многомерными характеристиками.

При удачном объединении в одно целое трех сторон освещения – утилитарной, психологической и эстетической — возникает новое качество интерьера — его световая архитектура.
В современном интерьере архитектурная роль освещения возросла настолько, что во многих случаях восприятие архитектуры интерьера определяется светом.

 

Распределение и выбор яркостей и светлот в интерьере

При проектировании искусственного освещения интерьера возникает вопрос о выборе приема освещения. Чем определяется этот выбор и чем оценивается правильность выбора?

Эстетическая и функциональная оценка интерьера зависит от уровня, распределения и соотношения яркостей в помещении, создаваемых осветительной установкой.
Что же является ориентиром при оценке распределения яркостей?

По нашему твердому убеждению — природное освещение, точнее, яркостные соотношения, создаваемые природным освещением. Мы привыкли к яркости неба и природным контрастам, к чередованию солнечных и пасмурных дней в году, к спектральным характеристикам света, к оптическим свойствам воздуха и т. д. Природное освещение радует глаз. Поэтому реализация его световых характеристик при проектировании осветительной установки в интерьере — это путь «вписывания интерьера в природу» и удовлетворения психологической потребности человека постоянно ощущать связь с внешним миром.

Чем же характерно естественное освещение?

1.Определенным порядком распределения яркостей в поле зрения (рис. 1.1).

 


Рис. 1.1. Привычное распределение яркостей в природе. Небо — верхняя часть поля зрения — имеет обычно наибольшую яркость; земля — нижняя часть поля зрения, — как правило, наименьшую яркость. Предметы на горизонте характеризуются средними яркостями.

 

Такое распределение яркостей в природе остается «привычным» и для человека, находящегося в интерьере. Трудно представить себе комнату с черным потолком, хотя комната с черным полом не кажется необычной.

2.Равномерным распределением освещенности (яркости) на плоских поверхностях и неравномерным — на криволинейных (рис. 1.2).

 


Рис. 1.2. Равномерное распределение яркости на плоскости и неравномерное — на криволинейной поверхности. Естественное освещение научило глаз оценивать форму через распределение яркостей.

 

Точно так же равномерная яркость в интерьере ассоциируется с плоскостью, неравномерная — с криволинейной поверхностью.

3.Природное освещение создается направленным, рассеянным и отраженным светом при различном их соотношении в разных условиях (рис. 1.3).

 

Рис. 1.3. Восприятие формы и пространства обусловлено формообразующими возможностями прямого, диффузного и отраженного света.

 

Контрастное освещение в интерьере с ярко выраженными тенями ассоциируется с солнечным освещением (хотя освещенность может быть в 100 раз меньшей), а бестеневое — со светом пасмурного дня.

4.Направленностью естественного света, благодаря чему архитектурный ритм сопровождается ритмом светотени (рис. 1.4).

 

Рис. 1.4. Природное освещение характеризуется общим направлением света. Очень важное эстетическое качество естественного света, без которого нельзя представить себе композиции греческого храма или плотины гидростанции, где архитектурному ритму вторит ритм светотени.

 

5.Направлением света сверху. Существует интересная иллюзия извращенного восприятия формы, когда выпуклые детали на фотографии превращаются в вогнутые, и наоборот. Такое изменение основано на нашей привычке видеть свет, падающим сверху. Достаточно повернуть фотографию на 180° (рис. 1.5), чтобы убедиться в существовании иллюзии.

 

Рис. 1.5. Природное освещение создается светом, идущим сверху. Привычка к такому направлению естественного света является причиной известного парадокса. Фотография клетки, полученная с помощью метода быстрого замораживания, воспроизведена в прямом и перевернутом положении. Природное освещение приучило нас считать, что сфотографированный объект в обоих случаях освещен сверху. Поэтому выпуклые детали на одной фотографии «превращаются» в вогнутые на другой и наоборот.

 

6.Контрастностью освещения. Зрение привыкло к контрастам, создаваемым солнцем. На севере привычны контрасты светотени, колеблющиеся в пределах 0,3—0,4; на юге — 0,7—0,8. В результате настрой глаза северянина и южанина на определенные контрасты различен. Поэтому существуют привычные и непривычные контрасты (рис. 1.6).

 

Рис. 1.6. Контрастность освещения является эстетической категорией. Наше зрение привыкло к природным контрактам. Непривычные светотеневые контрасты дают неправильное представление о форме и пространстве.

 

Тот, кто видел в натуре греческую архитектурную пластику, должен был почувствовать ее несоответствие впечатлению, которое получаешь при знакомстве с ней по тонкопрорисованным чертежам увражей. Рафинированность, утонченность и даже некоторая салонность графического изображения не соответствуют действительности, которая предстает перед вами как энергичная и смелая пластическая трактовка, рассчитанная на высокий светотеневой контраст, создаваемый солнцем в Греции.

Привычка к определенным природным контрастам не покидает человека в интерьере.

Мы приходим, таким образом, к важному выводу: искусственное освещение, которое, казалось бы, отличается от естественного «как ночь ото дня», оказывается тесно связанным с ним психологически: первопричиной эмоционального воздействия, создаваемого искусственным освещением, является наша реакция на природное освещение.

Все привычные для человека качества природного освещения, перенесенные в интерьер, создают ощущение естественности и покоя. Это очень важно для рабочих помещений, школ, спортивных залов, больниц и т. д.

Возможны распределения яркостей, контрастов и направлений света, отличные от того, к чему приучила нас природа. В этом случае создается ощущение необычности, «театрального» эффекта. Такой характер освещения в большей степени подходит к интерьерам зрительных залов, фойе, ресторанов, выставок.

Итак, возможны два подхода к освещению интерьера: первый характеризуется стремлением архитектора следовать природным условиям освещения; второй—созданием в помещении «театрального» эффекта.

На рис. 2. показаны схемы интерьеров с привычным для нас распределением яркостей, создаваемым природой, благодаря чему они воспринимаются естественными (слева), и интерьеров, освещенных по принципу «театрального» эффекта (справа).

 

Рис. 2. (Слева) 1 — распределение яркостей, соответствующее природному; 2 — равномерная яркость плоскостей; 3 — неравномерная яркость криволинейных поверхностей; 4 — соответствие светового и архитектурного ритмов; 5 — освещение сверху и соответствие контрастов природным. (Справа) 1 — распределение яркостей, не соответствующее природному; 2 — неравномерное распределение яркостей на плоскости; 3 — равномерное распределение яркостей на криволинейной поверхности; 4 — «разрушение» светом архитектурного ритма; 5 — освещение снизу, несоответствие природным контрастам.

 

Впечатление, создаваемое интерьером, зависит не от каждого его качества в отдельности, а от их комплексного взаимодействия. Глаз, а вернее, зрительная область мозга, получив информацию, принимает решение в соответствии с этой информацией, т. е. выбирает главное качество, которое становится определяющим в общей оценке интерьера.

 

Устранение дискомфортной блескости

Дискомфорт в интерьере создается высокой яркостью искусственных и естественных источников света, а также бликами и отблесками, возникающими при отражении световых потоков зеркально отражающими поверхностями и попадающими в поле зрения наблюдателя.

Существуют простые способы обнаружения бликов на стадии эскизного проектирования. Определение дискомфортных точек или участков интерьера, отделанного материалом с зеркально отражающими свет поверхностями, основано на построении мнимых изображений источников света, считая объект наблюдения зеркалом.

Обнаружение отблесков приводит к необходимости их устранения.

Ниже — два примера графического решения этой задачи.

1.Проект пульта управления, освещенного скрытым светом лампы А (рис.3,1). Графический анализ показал, что скрытый свет этой лампы оказывается видимым оператору в двух местах: на вертикальном щите в точке В и на наклонной панели пульта управления в точке С.

При вновь спроектированной форме пульта управления (рис.3,2) дискомфортные блики в поле зрения оператора отсутствуют.

 

Рис. 3. Устранение отблесков при проектировании пульта управления

 

2. Устранение световой дымки — особого вида отблесков в интерьере. Бывают случаи, когда дискомфорт создается не ярко выраженными бликами, а как бы пеленой света на поверхности с зеркальным отражением.

На рис. 4 представлен интерьер, в котором восприятие экспонатов, расположенных в стеклянных витринах, затруднено не отблесками, а пеленой света, заволакивающей верхнее стекло витрины. Причина этого явления — высокая яркость потолка интерьера (его участка АВ), который виден зрителю в стекле витрины (схема 1).

Определение участка потолка, ухудшающего видимость экспонатов, не представляет трудности. Труднее найти архитектурное решение, устраняющее этот недостаток. Решений может быть несколько. Самое простое — покраска части потолка в темный цвет. Такое решение может показаться формалистическим (схема 2), хотя видимость экспонатов в витринах сразу улучшится.

 

Рис. 4. Устранение световой дымки – особого вида отблесков в интерьере

 

Схема 1. Графическое определение участка потолка АВ, создающего на горизонтальном стекле витрины световую дымку, ухудшающую видимость экспонатов; схема 2, 3, 4 — варианты решения интерьера; схема 5 — графическое определение размеров темного потолка и места его подвески, схема 6 — окончательное решение интерьера

Покраска всего потолка также необычна, как и его части. И в этом случае распределение яркостей в интерьере, хотя и не соответствует природному, оказывается оправданным с функциональной точки зрения (схема 3).

Следующее предложение — светлый подвесной потолок над проходом, который не ухудшает видимости экспонатов и перекрывает значительную часть темного потолка. От этого интерьер выглядит более естественным (схема 4).

На схеме 6 показано, пожалуй, наиболее целесообразное решение. Несколько изменена форма витрины. Это позволило оставить светлым потолок интерьера. Световая дымка на верхнем стекле витрины устраняется подвесным темным потолком, расположение и размер которого определяются графическим построением (схема 5).

Источником световой дымки могут быть многие достаточно светлые элементы интерьера: стены, колонны, пол и особенно окна.

 

Насыщенность помещения светом и выбор спектрального состава

Насыщенность помещения светом и выбор спектрального состава Одним из важных факторов, определяющих высокое архитектурное качество освещения помещений общественного назначения (концертных, театральных и выставочных залов), является насыщенность их светом. Это достигается:
1) предварительной темновой адаптацией наблюдателя. Решающее значение этого фактора отчетливо ощущается, например, в панорамах;
2) высокой яркостью поверхностей, попадающих в поле зрения наблюдателя. Такими поверхностями являются прежде всего стены и пол интерьера;
3) распределением яркостей, подбором спектрального состава света и светотеневого контраста, характерных для природного освещения под открытым небом.

Одним из критериев насыщенности светом является цилиндрическая освещенность, определяемая средней плотностью светового потока на боковой поверхности цилиндра исчезающе малых размеров с вертикально расположенной осью.

Вместо цилиндрической освещенности можно пользоваться средней вертикальной освещенностью, измеренной с обеих сторон двух взаимно перпендикулярных плоскостей, проходящих через данную точку.

Следующая задача световой архитектуры интерьера связана с выбором спектрального состава света, излучаемого осветительными приборами.

Искажение цветопередачи при переходе от естественного освещения к искусственному зависит от того, насколько спектральная характеристика лампы отличается от спектральной характеристики естественного освещения. Из выпускаемых у нас люминесцентных ламп, свет ламп ЛДЦ наиболее близок по спектральной характеристике к естественному свету.

При выборе цветового решения интерьера большое значение имеет количество цвета, которое является мерой его ощущения. Количество цвета характеризует степень его психофизиологического воздействия в зависимости от насыщенности краски, соотношения угловых размеров и яркости цветной поверхности и фона, на котором она рассматривается.

Исследования показали, что наибольшим количеством цвета (при прочих равных условиях) обладают красные, красно-оранжевые, желто-оранжевые, желтые цвета в пределах коэффициента отражения от 30 до 70% и насыщенности краски в диапазоне от малой (М = 20%) до большой (М = 100%).

Наименьшим количеством цвета обладают зеленые, зелено-голубые, голубые, синие, фиолетовые, коричневые цвета — с коэффициентом отражения в пределах от 40 до 70% и насыщенности краски в пределах от 1 до 17%.

 

Источник: по материалам книги Н.М. Гусева и В.Г. Макаревича «Световая архитектура»
 


 

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет