От «зеленого строительства» к природо-интегрированной архитектуре. Принцип РЕГЕНЕРАЦИИ. Часть 2
Категория: Дизайн среды

Автор: В.Н. Логвинов

 

Вернуть и многократно преумножить.

Историю «Висячих садов» принято вести с VII века до нашей эры с садов царицы Семирамиды, хотя в действительности эти сады не «висели» в воздухе, а прочно стояли на земле. Никаких достоверных проектов реконструкции этих садов нет, но, скорее всего, это была (в современной терминологии) террасная пирамида с озелененными кровлями террас. Вероятно, террасы пирамиды опирались на колоннады или аркады, что создавала ощущение необычайной легкости и воздушности всей постройки, впечатление, что сады висят в воздухе.

Одна из реконструкций облика Садов Семирамиды

 

Рукотворные сады Семирамиды, настолько поражали воображение современников, что, за ними закрепилась слава одного из Чудес света и название «висячие». Однако, это чудо света скорее предшественник «верхних садов» Московского кремля и современного приёма «зеленая гора», чем действительно «висячих» садов. [1]

Самый высотный и древний «висячий сад» находится сейчас в Италии в городе Лука, где на крыше башни-донжона пятнадцатого века посажена маленькая оливковая роща. Из гравюр эпохи «Возрождения» явствует, что эта башня изначала имела зеленую шапочку. Кстати, примененный здесь технический приём (грунт в подпорных стенках) схож с приемом, используемым в крыше отеля в Монте-Карло. [1]

«Висячий сад в г. Лукка, Италия.

 

Истинные, свободно висящие в пространстве сады изобретены были только в 20-е годы ХХ века и появились только благодаря распространению большепролетных железобетонных перекрытий.

Первым кто предложил массовое применение настоящих «висящих садов» (вернее садиков) был Ле Корбюзье в проекте «Дома вилл», представленном на «Осеннем салоне» в Париже в 1922 году.[2] Известный павильон «Эспри Нуво» на Международной выставке декоративного искусства в Париже 1925 года, был «макетом» в натуральную величину жилой ячейки этого дома. Публика не поняла, что дерево в дворике этого павильона – прообраз висячих садов будущего.

Не способствовала пониманию и модная тогда манера изображать деревья и кусты в виду белых облачков, а воображение обывателя не могло даже представить, что можно жить на восьмом этаже и иметь под окнами свой садик. Это казалось (да и сейчас кажется) просто фантастикой и эта замечательная эко-архитектурная идеи остался не востребованной 50 с лишним лет.

Дом вилл Ле Корбюзье (цветная иллюминация).

 

В отличие от простого озеленения крыш и террас, «висячие сады» могли располагаться друг над другом в несколько ярусов (этажей), что давало возможность не только вернуть природе отнятое у неё пространство, но и многократно преумножить его, получив площадь озеленения большую, чем площадь земли, застроенной зданием.++

Для приверженцев рационального инженерного мышления можно предложить инструмент количественной оценки эффективности – Коэффициент регенерации (Крег.) равный отношению площади поверхностей, предназначенных для растений (кровель, платформ, мостов, балконов и т.д.) к площади застройки здания. Примечательно, что только при применении «висячих садов» и нескольких других архитектурных приёмов, этот коэффициент может быть больше единицы. При озеленении кровли традиционных домов, а также при применении приема «дом на опорах» коэффициент регенерации может приближаться к единице, но никогда не будет больше этого значения.++

Первый, очень скромный по нынешним меркам, но настоящий «висячий сад» был построен только в 1972 году в брутальном Конгресс-центре «Сава» (арх. С.Максимович) в Новом Белграде, где на мостах над въездами с пролетом в 15 метров были посажены кусты и деревья.

Конгресс-центр «Сава», Белград.

 

Идея многоэтажных «висячих садов» возродилась в 80-тах годах в «экологических небоскребах» Нормана Фостера и целой серии футурологических проектов Кена Йенга, который, начиная со здания «Минара Мисиниага» (Бизнес Машины) в Пуала Лампуру в Малайзии, последовательно всю свою последующую жизнь развивал идею «спирального висячего сада».

Параллельно с многоярусными висячими садами, развивалась идея озеленения террасных домов, описанная в предыдущей части статьи. Синтез идей объемных элементов и «висячих садов» породил огромное разнообразие концепций террасных домов с садами на террасах. Заметной вехой здесь стал жилой комплекс «Хабитат», построенный для Всемирной выставки «Монреаль 1967» – пространственно сложная и очень интересная концепция не нашедшая, к сожалению, продолжения и развития.

Здание «Минара Мисиниага» в Пуала Лампуру и «Хабитат-67».

 

Российские архитекторы никогда не отставали от мировых тенденций в архитектуре, создавая замечательные проекты с печальной судьбой.

Конкурсный проект М.Хазанова.

 

В 1999 году М.Д. Хазанов в честной борьбе с звездами мировой архитектуры выиграл международный конкурс на здание Правительства Москвы и Московской городской Думы в Москва-Сити, проект которого предусматривал четыре пятидесятиэтажные башни, связанные платформами в сложную многоярусную систему зеленых мостов и многосветных атриумов. Этот проект мог бы стать крупнейшим «зеленым» небоскребом мира, но сменился мэр города, и стройка застыла на уровне фундаментов.

А в это время в мире не только рождались, но и реализовывались новые идеи, и чем безнадежнее казалась градостроительная ситуация, тем оглушительнее был успех. Так случилось с идеей «висячего парка» High-Line в Нью-Йорке, где настоящий двухкилометровый линейный ландшафтный парк устроен на конструкциях эстакады заброшенной железной дороги. Проект этот (кстати, не государственный) оказался очень выгодным, так как, стоимость недвижимости с видом на этот парк поднялась до небес [3], как и сам «висячий парк».

Успех этой затеи вызвал целую серию подобных проектов по всему миру, породив новую, широко обсуждаемую фантастическую концепцию «зеленого моста» через Темзу. Хотя, по сути, ничего принципиально нового в ней нет – в Европе уже существует множество озелененных мостов для переходов животных, включая человека, через хайвэи. Разница только в том, что новый мост будет переброшен не через поток машин, а через водный поток, то есть природная стихия как бы перекидывается через природу, располагаясь в два яруса. К рег.=2.

Висячий парк High-Line Нью-Йорк

 

И новый прорыв – идея пристроенного «висячего парка». В Отеле-саде Parkroyal в Сингапуре (арх. Вон Мун Сумм и Ричард Хасселл) через каждые четыре этажа на фасаде устроены широкие балконы с буйной тропической растительностью. А эти сады в свою очередь открываются в настоящий «земной» парк на соседнем участке, создавая ощущение жизни в парке на всех этажах 25-ти этажного отеля.

Отеле-саде Parkroyal в Сингапуре.

 

Порой фантазия архитекторов порождает приёмы интеграции архитектуры и природы, которые не поддаются никакой классификации. Молодые польские архитекторы представили на конкурс «Леонардо-2015» работу, которая буквально трактует слово «висячий», но описать которую одним словом невозможно. Это – подвешенный на тросах на высоте шестого этажа во внутреннем дворе старинного дома… настоящий спиральный газон со спиральной пешеходной прогулочной дорожкой.

Прогулочный балкон в Глувице, Польша (арх. А. Гил и К. Залевски).

 

Всего два года назад в Милане по проекту Стефано Боери реализован концептуально новый проект, потрясший воображение общества – жилой комплекс «ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ЛЕС». В двух 19-ти и 27-ми этажных башнях каждая квартира имеет сравнительно широкий балкон (2,5 метра), на котором еще в процессе строительства высажены крупномерные деревья и кустарники, закрывающие своей листвой все фасады зданий [4] . Крег.=5.4!

Принципиально новым, по сравнению с «Домом вилл» Ле Корбюзье, здесь является то, что квартиры одноуровневые, а деревья высаживаются не жильцами по своему вкусу, а ботаниками по специальному ландшафтному проекту, который жители нарушить не вправе. Фасад, подобно лесу, как бы становится неприкосновенной общественной собственностью, что для менталитета итальянца естественно, а для нашего российского пользователя просто немыслимо.

В «жертву» экологии здесь принесены не только самоволие жителей, но и их комфорт: очень привлекательные со стороны балконы при нахождении на них несколько разочаровывают. Треть ширины балконов заставлена высокими ящиками для деревьев, а выходящие в ваш персональный сад окна вышерасположенных квартир лишают ощущения приватности. Складывается впечатление, что главным здесь все же является идея защиты природы, а человек вторичен.

«Вертикальный лес», общий вид и разрез по балконам.

 

Наш ассиметричный ответ Западу – концептуальный проект «ВЕРТИКАЛЬНАЯ ДАЧА», в котором все квартиры имеют широкие и глубокие балконы-террасы (6.6 х 6.6 метра), расположенные через этаж, так, что окна верхних квартир выходят на другой фасад, за углом, обеспечивая тем самым полную визуальную изоляцию двухсветного пространства висячего приквартирного садика. Учитывая наш российский климат, все эти садики остеклены и снабжены универсальными энергосберегающими жалюзи специальной конструкции, а также особой системой вентиляции и полива растений.

Зимние сады в этом доме устроены в одном уровне с полом квартир, для чего перекрытие под ними устроены на 70 см. ниже перекрытий квартир. В образовавшемся техническом пространстве можно поместить: грунт (субстрат) для посадки растений, отопительные приборы и венткороба с канальными вентиляторами, поливочный водопровод и электроразведку для светильников, датчики автоматики и другое оборудование. Здесь же можно устроить маленький пруд с фонтаном или водопадом, либо поместить детский плескательный бассейн.

В пространстве зимних садов и общих комнат, объединенных с ними сплошным витражным остеклением, предполагается широко использовать вертикальное озеленение, для чего устраиваются вертикальные перголы. В итоге в 80-квартирном двадцати пяти этажном доме с площадью квартир 11000 кв.м. общая площадь висячих садов составляет 3500 кв.м. Крег.= 6, т.е. площадь возвращенных природе «висячих садов» в 6 раз больше отнятой у неё площади застройки!

«Вертикальная дача» фасад, ячейка, планы.

 

В «Вертикальной даче» применяется все современные энерго и ресурсосберегающие технологии из арсенала «зеленого строительства» от солнечных коллекторов на крыше здания и ветрогенераторов роторного типа, до баков-накопителей дождевой вода, используемой для автоматического полива растений по специальному техническому водопроводу.

Но главный здесь все же – человек. Так как квартиры в этом доме одноуровневые, а «уровень земли» в двухсветные сады находится на уровне пола квартир, то есть уверенность, что они будут значительно более комфортными, чем жилые ячейки в «Доме вилл», и, даже, в комплексе «Вертикальный лес».

В рамках фестиваля «Зодчество-2015» проект «Вертикальная дача» получил Национальную премию в первом Всероссийском конкурсе в области экоустойчивой архитектуры.[5] Так, что есть надежда реализовать эту концепцию… лет через пятьдесят. А может и раньше, где-нибудь… в Цюрихе.

Жилище весьма консервативная область архитектурного творчества; архетипы жилища складываются эволюционно веками. Распространенный сегодня тип городской квартиры в многоэтажном доме сложился более двух веков назад и остается практически неизменным. Меняется количество комнат, их размер и взаимосвязи, но качественных изменений нет.

Попытки пионеров «современной архитектуры» создать принципиально новый тип городского жилища, взяв за образец загородную виллу, массового применения не нашли, но породили множество экспериментов со сложными пространственными композициями многоуровневых квартир с помещениями разной высоты. Хрестоматийным примером здесь может быть «Марсельский комплекс» Ле Корбюзье, так и не ставший архетипом городского жилица.

Объединение в одной жилой ячейке традиционной одноуровневой квартиры с двухсветным приквартирным «висячим садом» качественный скачек, открывающий принципиально новый этап в развитии городского жилища, обеспечивающий высокий комфорт жизни в гармонии с природой.

Идея ВЕРТИКАЛЬНОЙ ДАЧИ особенно плодотворно может быть использована в условиях жаркого климата, например в Баку и особо актуальна именно при необходимости интенсивного использования ценных прибрежных территорий. Надо только дополнить набор угловых жилых ячеек, разработанных для «Вертикальной Дачи», рядовыми ячейками с висячими садами. Для того, чтобы получить двухсветные пространства в таких садах, предлагается два способа блокировки квартир: с зеркальным разворотом ячеек и с их сдвижкой. [5]

Компоновка рядовых блок-квартир с висячими садами.

 

Дома, компонуемые из таких блоков, могут иметь открытые внутренние дворы, в которых располагаются вертикальные (лестницы и лифты) и горизонтальные (галереи) коммуникации. Угловое или сквозное, двухстороннее проветривание всех квартир через внутренние дворы обязательное условие строительства в жарком климате и ячейки, разработанные для концепции «вертикальной дачи» могут без труда обеспечить это условие. Традиционные для жарких стран затененные внутренние дворы обеспечивают естественную вентиляцию и охлаждение воздуха.

Для иллюстрации возможностей компоновки планов жилых домов в рамках этой концепции разработаны три схемы планов в исходных геометрических фигурах: КРУГА, КВАДРАТА и ТРЕУГОЛЬНИКА, которые обеспечивают возможность практически любого градостроительного формообразования из зданий любой этажности и любого размера в плане, включая протяженные прямые и криволинейные дома средней и малой этажности любой длинны. Однако для ценных прибрежных, территорий актуальной остается застройка высотными домами башенного типа.

Представленный на схемах комплекс из трех башен вмещает 700 комфортных одноэтажных вилл, каждая из которых имеет двухсветный висячий сад. Площадь висячих садов, не считая общих террас для растений во внутренних дворах, в этом комплексе минимум в семь раз больше площади застроенной земли.

Схемы планов типовых этажей.

 

Такие дома, также как в концептуальном проекте ВЕРТИКАЛЬНАЯ ДАЧА, могут иметь наклонную кровлю с солнечными коллекторами, выявляющую на фасадах форму плана домов. Формы эти несут дополнительную зашифрованную информацию, читаемую из космоса.

«Город висячих вилл» (ТМА Логвинова) 2016 г.

 

Жилой комплекс «ГОРОД ВИСЯЧИХ ВИЛЛ» был разработан специально для строительства в жарком климате. Однако пространство внутренних дворов и висячих садов могут быть остеклены и превращены в зимние сады, что открывает неожиданные перспективы применения этой идеи для других климатических зон. Оказывается, что принципы концепции «Вертикальной дачи», развитые в концепции «Города висячих вилл» универсальны и применимы в любых климатических условиях от тропиков до крайнего севера.

Во всех климатических зонах главная цель жилища – защита от неблагоприятных проявлений климата и, в этом отношении, применение принципов природо-интегрированной архитектуры особенно перспективно именно в экстремальных климатических условиях. «Висячие сады» при квартирах и внутренние дворы – «зимние сады» особенно востребованы в условиях крайнего севера, где тоже можно жить и комфортно и в гармонии с природой.

А в впереди поиски новых интеграционных идей и целое созвездие новых концепции: здания на ногах, столбах и сваях, дома на деревьях и «дома-деревья», «мегаструктуры» и «горизонтальные небоскребы». Но это уже другая история и другой принцип – СОХРАНЕНИЯ МЕСТА.

 

Продолжение следует…

 

Литература

  1. Виктор Логвинов, ПРОЕКТ БАЙКАЛ 2016 / 49 , стр. 60
  2. Ле Корбюзье. Творческий путь. Издательство литературы по строительству, Москва 1970 г.
  3. Vladimir Belogolovsky. GREEN HOUSE, стр.44. Издательство Татлин 2009г.
  4. Стефано Боери. Жилой комплекс «Вертикальный лес». ПРОЕКТ INTERNATIONAL, Пi38
  5. Альманах Союза архитекторов России 2015г.
  6. В. Логвинов. Материалы научной конференции на Международном фестивале ЭКО-БЕРЕГ-2016 в г. Баку.
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет