Модель организации жизненного цикла медицинского здания
Категория: Дизайн среды

Автор: И.А. Дорогань

 

Аннотация

Представлен подход к разработке организационно-технологической модели жизненного цикла здания медицинского учреждения. Проектирование, строительство и эксплуатация зданий медицинских организаций имеют ряд особенностей. К зданиям ядерной медицины предъявляются особенно высокие требования радиационной и пожарной безопасности.

 

Материалы и методы

Для организации проектирования, строительства и эксплуатации зданий медицинских организаций целесообразно создание и развитие организационно-технологической модели жизненного цикла здания медицинского учреждения. Такая модель создана автором в виде последовательности бизнес-процессов. Подтверждение эффективности модели проведено с помощью многокритериальной экспертной оценки.

 

Результаты

Для решения указанной проблемы автор предложил ряд изменений в порядок выполнения инвестиционного проекта. Новым элементом является Предварительное обоснование требований к объекту здравоохранения. Оно должно стать обязательным документом при получении градостроительного плана земельного участка, являющегося де-факто разрешением на проектирование. Предложено также составлять технические требования трех уровней. Требования первого уровня используются для процедур предпроектной стадии. Требования второго уровня входят в медико-техническое задание на проектирование. Требования третьего уровня предъявляются к рабочей документации, а также к строительству и эксплуатации объекта. Требования включаются в систему и проверяются на ключевых этапах реализации проекта.

На предпроектной стадии целесообразно составлять также технико-экономический расчет с обоснованием основных технических решений и технико-экономических показателей. В этом документе должен также присутствовать план управления проектом. Новые элементы включаются в организационно-технологические модели различных этапов жизненного цикла объекта.

 

Выводы

На основании разработанной модели предложено внести коррективы в нормативно-технические документы, используемые при организации строительства. Например, необходимо сделать обязательным составление документов предпроектной стадии. Эти работы должны быть оплачены за счет инвестора, поэтому норматив стоимости проектных работ потребуется увеличить.

Ключевые слова: ядерная медицина, здания, организация строительства, жизненный цикл, моделирование, управление требованиями.

 

Введение

Здания медицинских организаций имеют ряд особенностей при проектировании, строительстве и эксплуатации. В них необходимо наличие современного медицинского оборудования и газоснабжения, инженерного оборудования и специальной вентиляции, инфекционных отделений и отделений с мокрым режимом эксплуатации [1–12]. В течение всего срока службы должны быть обеспечены требования функциональной пригодности, безопасности, экологичности, санитарной гигиены1, 2.Особо высокие требования предъявляются к зданиям радиационной и ядерной медицины, в которых размещаются радиотерапевтические и радиологические отделения, циклотроны, помещения для обработки радиофармацевтических препаратов(РФП) и др. К диагностическим процедурам в таких отделениях относят сцинтиграфию, однофотонную эмиссионную компьютерную томографию(ОФЭКТ), позитронно-эмиссионную томографию(ПЭТ). В этих случаях к обычным требованиям добавляются требования радиационной безопасности.  При этом одновременно необходимо соблюдать требования различных ведомств: Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Минстроя, Главгосэкспертизы и др.

 

Материалы и методы

Автор считает, что такие здания по своим организационным и технологическим характеристикам занимают промежуточное положение между производственными и непроизводственными объектами, так как технологическая часть по своей сложности приближается к специализированному производству, а строительная и инженерная части соответствуют социальным объектам с высокими требованиями к жизнеобеспечению населения и персонала.

1 СП 158.13330.2014. Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования с изменением № 1 от 16.12.2016.

2 СП 319.1325800.2017. Здания и помещения медицинских организаций. Правила эксплуатации.

Для правильной организации проектирования, строительства и эксплуатации таких зданий целесообразно создание и развитие организационно-технологической модели жизненного цикла здания медицинского учреждения. При этом могут быть рассмотрены пять основных этапов жизненного цикла: предпроектный этап, проектирование, строительство, эксплуатация и ликвидация [13–18].

На предпроектном этапе одной из важнейших проблем является несогласованность подготовки конструкторской и проектной документации. На самом деле, техническое задание на разработку оборудования и задание на проектирование должен составлять технический заказчик, однако конкурс на указанные разработки в соответствии с законодательством проводится отдельно. При этом заказчик не имеет права указать в задании на проектирование конкретного изготовителя до момента окончания конкурсных процедур на поставку оборудования. Аналогично проектировщик не вправе указывать в проектной документации конкретные марки оборудования. А конкурс на поставку оборудования не может быть объявлен до определения начальной максимальной цены контракта, которая обычно определяется в ходе разработки проектной документации. После проведения конкурса на поставку оборудования может оказаться, что габаритные размеры и другие характеристики оборудования не совпадают с тем, что было заложено в проекте. В итоге получается некий «замкнутый круг», при котором технический заказчик должен, не нарушая требования законодательства, определить взаимоувязанные требования к оборудованию и одновременно - к проектному решению [19, 20].

Для решения указанной проблемы могут быть  предложены различные пути. В некоторых случаях технический заказчик может объявить раздельный конкурс на выполнение конструкторской документации и на изготовление технологического оборудования. При этом, однако, появляется риск того, что выиграть эти конкурсы могут разные фирмы, что, естественно, приведет к снижению качества поставляемого оборудования.

 

Результаты исследования

Для решения указанной проблемы предлагается ряд изменений в порядок выполнения инвестиционного проекта. Так, после утверждения инвестиционной программы и открытия финансирования составлять Технические требования к объектуядерной медицины первого уровня (ТТ-1). При разработке таких требований можно использовать подготовительные материалы к схеме территориального планирования. В ТТ-1 отражается основной профиль медицинского учреждения, примерный состав медицинских услуг и их объем, плановый контингент пациентов, планируемое количество штатных и привлекаемых врачей, примерное количество коек по отделениям (для стационара). Требования составляются техническим заказчиком и согласовываются в случае бюджетного финансирования с государственным или муниципальным заказчиком, а в случае собственного финансирования — с инвестором.

Для предварительного решения вопросов организации проектирования и строительства объекта ядерной медицины (ОЯМ) целесообразно выполнить эскиз объекта, который включает подбор медицинского оборудования, и разработать Предварительное обоснование требований к объектуздравоохранения (ПОТОЗ). Аналогичный документ — предварительный отчет по обоснованию безопасности (ПООБ) — требуется при проектировании атомных электростанций3. В состав ПОТОЗ, по мнению автора, может входить:

1. Общее описание объекта здравоохранения (перечень и объем услуг, площади и состав помещений и др.);

2. Характеристика места размещения объекта (результаты предварительных изысканий, медико-санитарные условия);

3. Общие подходы к проектированию;

4. Обеспечение радиологической безопасности (дозовые нагрузки, пределы безопасной эксплуатации, биологическая защита);

5. Требования к несерийному медицинскому оборудованию;

6. Требования к пожарной безопасности, путям эвакуации;

7. Предварительные решения по гражданской обороне объекта;

8. Требования к системам вентиляции, кондиционирования, отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения;

9. Обеспечение антитеррористической безопасности.

Должен быть законодательно установлен порядок согласования и утверждения ПОТОЗ. Автор на основе практического опыта предлагает направлять отчет о ПОТОЗ на согласование в органы Роспотребнадзора, Ростехнадзора, в местные органы власти, ответственные за размещение опасных объектов. Предлагается также для ОЯМ сделать ПОТОЗ обязательным элементом при получении градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) либо включить результаты ПОТОЗ в обязательный состав проектной документации. Такой порядок облегчит впоследствии получение разрешений на строительство и на ввод объекта здравоохранения в эксплуатацию.

3 НП-006-98. Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности АС с реакторами типа ВВЭР.

Далее, следует предусмотреть стадийность выполнения заводом заключенного контракта. В контракте на разработку и поставку несерийногооборудования в этом случае следует предусмотреть передачу исполнителем (заводом-изготовителем)данных по оборудованию после окончания эскизного и технического проектов, рабочей документации, с тем, чтобы проектировщик смог своевременно учесть эти данные в проекте. При этом проектировщик может получить предварительные данные, недостаточные для разработки проектной документации. На основании этих данных предлагается выполнять специальный вид предпроектной документации — Технико-экономический расчет (ТЭР). Он отличается от технико-экономического обоснования (ТЭО) тем, что экономическую целесообразность строительства ОЯМ доказывать не нужно — это объект социального значения, и его необходимость доказана на предынвестиционной стадии, при составлении инвестиционной программы.

На основании результатов технико-экономического расчета заказчик составляет более подробные технические требования второго уровня (ТТ-2). Они включаются в Медико-техническое задание на проектирование (МТЗ), которое готовит технический заказчик в составе конкурсной документации на проектно-изыскательские работы.

Одновременно результаты технико-экономического расчета заказчик использует для получения технических условий (ТУ), для планирования разработки специальных технических условий (СТУ), выбора земельного участка, подготовки и получения ГПЗУ. Эти работы, так или иначе, выполняются заказчиком и сейчас, однако до настоящего времени четко не обозначена роль проектировщика в подготовке соответствующих данных.

Организационно-технологическая модель проведения предпроектного этапа ОЯМ представлена в табл. 1. Продолжительность подэтапов приведена ориентировочно, на основании практического опыта автора.

При правильной организации работ суммарное время проекта практически не увеличится, а на этапе проектирования следует ожидать выигрыша как в сроках, так и в качестве выполнения проектной документации.

Табл. 1. Организационно-технологическая модель предпроектного этапа ОЯМ

 

В табл. 2 показана организационно-технологическая модель проектного этапа и начального этапа строительства с учетом увязки бизнес-процессов технического заказчика, проектной организации, заводов-изготовителей оборудования и подрядных организаций.

Как видно из приведенной модели, разработка и изготовление несерийного оборудования должныбыть увязаны с проектированием и строительством объекта. Так, для разработки ПД используются данные, полученные из технического проекта несерийного оборудования. Во время выполнения проектной документации конструкторы разрабатывают рабочую документацию, а завод-изготовитель может приступать к изготовлению оборудования, так как технические требования на него получены по результатам ТЭР.

Отметим, что при правильном планировании и умелой организации работ техническим заказчиком общее время выполнения проектных, строительных и монтажных работ не увеличивается, а качество работ возрастает из-за уменьшения количества ошибок, нестыковок и переделок в ходе строительства [21–23].

Сравнение существующей и предлагаемой организационно-технологической модели было проведено с помощью многокритериального анализа. При этом учитывались следующие критерии: радиационная безопасность и соблюдение нормативных требований, соблюдение требований заказчика, качество выполнения работ, соблюдение сроков строительства, соблюдение договорной стоимости строительства. Результаты анализа показали эффективность и целесообразность применения разработанной организационно-технологической модели. Однако для реализации указанной модели целесообразно внести изменения в нормативно-право-вые документы РФ. В частности, предлагается в ч. 1ст. 93 (осуществление закупки у единственного поставщика) Федерального закона «О контрактной системе…»4 внести дополнительный пункт: «осуществление закупки высокотехнологичного оборудования, габариты, нагрузки и конструктивные особенности которых оказывают влияние на определение конструктивных и объемно-планировочных решений зданий и сооружений радиационной и ядерной медицины».

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

 

Табл. 2. Организационно-технологическая модель проектного этапа ОЯМ

 

 

Предлагаемое изменение призвано исключить переделки проектной документации и затягивание сроков осуществления инвестиционных проектов объектов радиационной и ядерной медицины из-за различий в габаритах, нагрузках, конструктивных  особенностях устанавливаемого высокотехнологичного оборудования (ускорителей заряженных частиц).Предлагается также в п. 22 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» 5 добавить пункт: «ф) результаты предварительного обоснования требований к объекту здравоохранения — для объектов ядерной и радиационной медицины». Порядок разработки, согласования и утверждения ПОТОЗ должен быть утвержден Минздравом РФ. Кроме того, предлагается внести в постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла» 6 дополнительный пункт: к) выполнение работ по проектированиюи строительству объектов ядерной и радиационной медицины.

Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию : утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

6 Об определении случаев заключения контрактов жизненного цикла : Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087.

На основании проведенных исследований  предлагается также дополнить СП 158.13330.2014 следующими положениями:п. 6.3.3 дополнить после «интенсивной терапии» словами «помещений процедурных лучевой терапии и лучевой диагностики»;

п. 6.8.5.4 дополнить абзацами: «Определение толщины защиты радиационно-опасных помещений и оборудования, времени выдержки радиоактивных  отходов, дозовых нагрузок на персонал при максимальных проектных авариях, оценка активации воздуха, теплоносителей и конструкционных материалов, оценка дозы для населения от выбросов в атмосферу при нормальной эксплуатации и при авариях подтверждается расчетами, выполненными в соответствии с НРБ-99/2009, ОСПОРБ-99/2010,

НП-038-11, СанПиН 2.6.1.2368-08. При превышении в проекте мощности дозы на рабочем месте персонала необходимо в эксплуатационной документации ограничить время пребывания персонала на таких рабочих местах»; п. 6.9.4.5 дополнить абзацем: «Максимальный уровень фонового излучения источников, находящихся в помещениях, смежных с помещениями ПЭТ/КТ, на детекторы ПЭТ не должен превышать уровней, согласованных с фирмой-производителем оборудования. В процессе эксплуатации следует предусматривать мероприятия по постоянному контролю уровня фонового излучения»;

Кроме того, на основании проведенных исследований предлагается дополнить МДС 12-46.20087 пунктом 4.21:«Для объектов со сложным технологическим циклом (объекты использования атомной энергии, ядерной и радиационной медицины и др.) дополнительно устанавливается система требований, разрабатывается план управления проектами, определяется примерный состав лотов, выставляемых наконкурс. Предлагаются возможные методы демонтажа, доставки, ремонта и замены тяжелого и крупногабаритного оборудования в период последующих реконструкций и капитальных ремонтов».

 

Заключение и обсуждение

Результаты анализа показали эффективность и целесообразность применения разработанной организационно-технологической модели. На ее основании предложено внести коррективы в нормативно-технические документы, используемые при организации строительства. Необходимо сделать обязательным составление документов предпроект-ной стадии. Эти работы должны быть оплачены за счет инвестора, поэтому норматив стоимости проектных работ должен быть увеличен.

 

Литература:

  1. Adams A. Medicine by design: The architect and the modern hospital, 1893–1943 (Architecture, landscape and american culture ser.). Minneapolis : University of Minnesota Press. 2008. Pp. XXV, 169 // The American Historical Review. 2010. Vol. 115. Issue 1. Pp. 211–212. DOI: 10.1086/ahr.115.1.211
  2. Rosenberg J. Health administrators go shopping for new hospital designs // National review of Medicine (Canada). 2004. Vol. 1. No. 21.
  3. Guenther R., Vittori G. Sustainable healthcare architecture. John Wiley & Sons, Inc. 2013. 480 p.
  4. Guidelines for design and construction of hospital and health care facilities : workbook / the American Institute of Architects Academy of Architecture for Health, the Facilities Guidelines Institute ; with assistance from the U.S. Dept. of Health and Human Services. Washington, D.C. : The American Institute of Architects. 2001. 176 p.
  5. Meuser P., Labryga F., Pawlik P., Schirmer C. Krankenhausbauten/Gesundheitsbauten. Handbuch undPlanungshilfe. Band 1: Allgemeinkrankenhäuser undGesundheitszentren. Band 2: Spezialkliniken und Fachabteilungen.DOM publishers; Auflage: 2. Vollständ.überarb. 2011. 752 p.
  6. Nickl-Weller C., Nickl H. Krankenhausarchitektur für die Zukunft. Verlagshaus Braun, Berlin, 2007.464 p.
  7. Concevoir et construire un hôpital : hôpitaux, cliniques, centres ambulatoires. Paris : Éd. “Le Moniteur”, 2014. Vol. 1. 389 p.
  8. Guide d’aide à l’élaboration d’un cahier des charges pour l’informatisation d’un service de radiologie. Fasc. spécial du «Bulletin officiel du Ministère de la solidarité, de la santé et de la protection sociale». n° 89–12. Paris : Direction des journaux officiels, 1989. Vol. 2. 206 p.
  9. Hôpitaux et cliniques, guide des pratiques vertueuses. Paris : Comité pour le développement durable en santé, 2009. 115 p.
  10. Carr R.F. Hospital planning and design. NIKA Technologies, Inc. 2011.
  11. Malkin J. Medical and dental space planning. NY : John Wiley & Sons, Inc. 2014. 688 p.
  12. Hayward C. Healthcare facility planning: Thinking strategically. ACHE Management Ser. Health Administration Press and the American College of Healthcare Executives. 2016.
  13. Moore G.A. Crossing the chasm. N.Y. : Harper Business Essentials, 1991. 227 p.
  14. Vernon R. International investment and international trade in the product cycle // The Quarterly Journal of Economics. 1966. Vol. 80. Issue 2. Pp. 190–07. DOI: 10.2307/1880689
  15. Levitt T. Exploit the product life cycle // Harvard Business Review. 1965. Vol. 43. No. 6. Pp. 81–94.
  16. Jochum C. Sicherheitsmanagement-Systeme. Störfall-Kommission. 1999. 27 p.
  17. Павлов А.С., Малыха Г.Г. Основы инвестиционной деятельности в строительстве. М. : ИПКгосслужбы, 2007. 106 c.
  18. Szameitat S. Computerunterstütztes Sicherheitsmanagement. Gestaltung von Auswertungssystemen für sicherheitskritische Ereignisse in Industrieanlagen mit hohem Gefährdungspotential. TUBerlin. 2003.246 p.
  19. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по подготовке промышленных техникоэкономических исследований. М. : АОЗТИнтерэксперт, 1995. 343 с.
  20. A Guide to the Project Management body of knowledge (PMBOK guide), 5th ed. PMI : Newtown, PA, USA. 2013. 589 p.
  21. Telichenko V., Dorogan I. Radiation safety in designing of health care facilities // International Journal

 

Источник: Научно-технический журнал по строительству и архитектуре «Вестник МГСУ»2018/12

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет