Вид из окна может влиять на послеоперационное восстановление
Категория: Дизайн среды

Автор: Роджер С. Ульрих

 

Введение

Исследования эстетического и аффективного ответа на облик внешней среды показали строгую тенденцию для американских и европейских групп к предпочтению природных пейзажей городским ландшафтам. Виды растительности и особенно воды вызывают больший интерес, чем виды города при одинаковой скорости поступления информации. Из-за того, что большинство видов природы определенно вызывают положительные чувства, уменьшают страх в стрессовых ситуациях, помогают блокировать стресс, они могут также способствовать восстановлению после стресса или тревоги.

Восстановительный эффект видов природы был изучен в пригородном госпитале Пенсильвании (200 коек). Такие пациенты часто испытывают тревожные состояния, а госпиталь ограничивает их общение с окружающей средой лишь видом из окна. Эти виды могут быть особенно важны для пациентов, имеющих постоянное расписание и постоянно пребывающих в одном помещении, например, пациентов хирургического отделения. Возможно, вид из окна палаты может влиять на эмоциональное состояние пациента и, соответственно, влиять на восстановление.

 

Материалы и методы

Были получены истории болезни пациентов, находящихся во время лечения на втором и третьем этажах в трехэтажном крыле больницы с 1972 по 1981. Окна в одном крыле здания выходили или на несколько лиственных деревьев, или на коричневую кирпичную стену. Комнатами заведовали одни и те же медсестры, пост медсестер находился ближе к стороне, выходящей на стену. Все палаты были двухместными и практически одинаковыми по площади, количеству мебели и размерам окон. Каждая комната имела одно окно размером 183*122 см на расстоянии 74 см от пола. Размер и расположение окна позволяли пациенту, лежащему на кровати в любой стороне комнаты, видеть окружающую обстановку. Поэтому комнаты отличались только видом из окна. Пациенты размещались в освободившихся палатах сразу.

Выборка состояла исключительно из пациентов, перенесших холецистектомию, распространенную операцию. Это сравнительно стандартизированная процедура с похожим постоперационным лечением в неосложненных случаях. В исследование были включены только операции, проведенные в период с мая по октябрь (с 1972 по 1981 год), так как именно в это время деревья находятся в вегетативном периоде. Из исследования были исключены пациенты младше 20 лет и старше 69 лет, а также пациенты с серьезными осложнениями и психическими расстройствами. Пациенты были распределены на пары так, что у одного из них окна палаты выходили на деревья, а у другого – на стену. Критериями для подбора пары были пол, возраст (±5 лет), отношение к курению, вес (норма или лишний вес), общая история предыдущих госпитализаций, год операции (в пределах 6 лет) и этаж. Пациенты со 2 этажа были также распределены согласно цвету стен в палате (зеленые или синие). Интервал в 6 лет для каждой операции был установлен на основе вопросов о возможных изменениях в процедуре. Не отмечалось статистически значимых различий в распределении пациентов по сторонам крыла в зависимости от года операции. Окончательная база данных состояла из историй болезни 46 пациентов, сгруппированных в 23 пары (15 мужских и 8 женских). Также была предпринята попытка распределить пациентов в зависимости от лечащего врача, но это оказалось невозможно из-за большого числа врачей, сложилось только 7 пар. Однако для оставшихся пар разделение в зависимости от врача было похожим в обеих группах. Например, не было случаев, когда все пациенты одного доктора имеют одинаковый вид из окна.

Данные о восстановлении были получены из историй болезни медсестрой с опытом работы на хирургическом этаже. Медсестра не знала заранее, какой вид открывался из окна палаты того или иного пациента. Из каждой истории было взято 5 типов информации: количество дней пребывания в стационаре; количество и сила анальгетиков по каждому дню; количество и сила лекарств для блокирования беспокойства, включая транквилизаторы и барбитураты, принимаемых ежедневно; мелкие осложнения, например, головная боль и рвота, требующая лечения – симптомы, часто возникающие при конверсионных расстройствах; и все записи медсестер о состоянии пациента и ходе лечения.

Срок госпитализации определялся как период от дня операции до дня выписки. Эти данные расценивались как единственно верные, так как операции выполнялись в разное время дня, и время выписки также могло различаться. Эти записи показали, что пациенты из палат с видом на деревья проводили меньше времени в стационаре, чем те, кто наблюдал в окно стену: 7,96 дней против 8,70 дней [Анализ знакового критерия Вилконсона, T(17) = 35, z = 1.965, P = 0.025].

Заметки медсестер состояли из комментариев о состоянии пациента, записанных в постоперационном периоде (до конца седьмых суток после дня операции). Заметки классифицировались как негативные и позитивные, например, негативные заметки включали записи о плохом настроении, а в позитивных заметках было записано активное состояние пациента. Больше негативных заметок было сделано в картах пациентов с видом на стену: 3,96 на каждого пациента по сравнению с 1,13 на каждого пациента с видом на деревья [Анализ знакового критерия Вилконсона, T(21) = 15, z = 3.49, P < 0.001]. Хотя большее число позитивных заметок было сделано в картах пациентов из палат с видом на деревья, отличие не было статистически значимым.

Для сравнения групп в зависимости от приема анальгетиков использовался Мультивариативный двухобразцовый тест Хотеллинга. Среднее число доз на пациента внутри каждого уровня силы анальгетика вычислялся для (1) дня операции и первого дня восстановления, (2) 2-5 дня после операции, (3) 6-7 дня после операции. Ожидалось, что в первом периоде не будет обнаружено различий в приеме анальгетиков между двумя группами, потому что пациенты не могли наблюдать вид из окна в силу своего состояния. Также ожидалось, что не будет выявлено развитий в заключительные 2 дня. Фактически, только 45% пациентов принимали анальгетики после 5 дня.

 

Результаты

В периоде преимущественного интереса (со 2 по 5 день) было обнаружено статистически значимое отклонение между показателями приема анальгетиков пациентами из палат с видом на деревья и из палат с видом на стену (T2 = 13.52, F = 4.30 P < 0.01). В других двух периодах не отмечалось значимых различий. В период со 2 по 5 день пациенты, наблюдающие из окна деревья, принимали меньше умеренных и сильных анальгетиков, чем группа, чьи окна выходили на стену, и больше слабых анальгетиков. Пациенты из палат с видом на стену принимали намного больше наркотических препаратов, чем вторая группа, пациенты которой чаще получали аспирин и ацетаминофен.

Не наблюдалось существенного различия между группами относительно доз успокоительных препаратов. Пациенты с окнами на стену получали большие дозы наркотических анальгетиков, побочными эффектами которых является седация, что, возможно, снижало их потребность в транквилизаторах или снотворных. Чтобы оценить это соотношение, сравнивалась частота приема успокоительных при отсутствии доз или одной дозе сильного или умеренного анальгетика, или минимум двух доз сильного или умеренного анальгетика. Полученная частота доз была ниже, чем ожидаемая частота, когда два или более сильных или умеренных анальгетика принимались в один день [X2(1) = 10.45, P < 0.01]. Прием наркотических анальгетиков пациентами с окнами, выходящими на стену, мог снизить их потребность в успокоительных препаратах по сравнению со 2 группой.

Взвешенный балл мелких постоперационных осложнений (кроме побочных эффектов антибиотика) вычислялся для каждого пациента с критериями и процедурами, которые схожи с формулами, используемыми Коэном и Лазарусом. Хотя пациенты с окнами, выходящими на деревья, имели более низкие показатели, различие было незначительным. Это маленькое различие могло возникнуть из-за большого приема сильных анальгетиков другой группой, а не из-за, возможно, высокой частоты конверсивных реакций.

 

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что, по сравнению с группой с видом на стену, пациенты, наблюдающие деревья за окном, имели меньшее количество дней пребывания в стационаре, имели меньше негативных заметок медсестер в карточках, принимали меньше умеренных и сильных анальгетиков, а также имели заметное уменьшение мелких постоперационных осложнений. Хотя данные предполагают, что природный пейзаж имел терапевтический эффект, необходимо осознавать, что вид на стену достаточно монотонный. Вывод нельзя применить ни ко всем видам города, ни к другим группам пациентов, например, к тем, кто испытывает одиночество, а не страх перед операцией. Возможно, пациенту с низкой стимуляцией требуется вид города, который будет иметь более стимулирующий эффект, чем виды природы. Несмотря на эти предостережения, результаты предполагают, что дизайн медицинского центра и решения по размещению должны принимать во внимание качество вида из окна, наблюдаемого пациентом. 

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет