Основные факторы влияния архитектуры на человека
Категория: Дизайн среды

Авторы: П.А. Рябинов, В.А. Осокина

 

Актуальность темы

Сегодня мы становимся свидетелями того, насколько быстро видоизменяется окружающая нас среда. Потребность в крупных офисных и многоэтажных жилых зданиях приводит к интенсивному строительству – уплотнению городской застройки. Таким образом, взаимосвязь архитектурного окружения и человека становится более тесной и сложной. В архитектурной науке существует область, занимающаяся исследованием влияния архитектуры на человека, которая включает в себя семиотику, эниологию и видеоэкологию. Исследования данных наук позволяют нам восполнить недостаток знаний, позволяющий оценить влияние окружающей архитектуры на человека и нейтрализовать отрицательное воздействие случайных архитектурных решений, а также понять: как и с помощью чего мы можем улучшить жизнедеятельность человека, используя архитектурные приемы.

 

Факторы влияния

1. Упрощение формы и средств. В современном мире, мире глобализации, люди стали придавать гораздо меньшее значение красоте формы. Чем проще форма – тем меньше денег потратишь. Отсюда и прямолинейность, оказывающая неприятное воздействие для глаз. В естественной природе практически не существует прямых линий, отчего на нее так приятно смотреть. «…Меня привлекают кривые, свободные и чувственные. Те кривые, которые мы можем видеть в горных силуэтах, в форме морских волн, на теле любимой женщины» – писал в своих мемуарах Оскар Нимейер – выдающийся архитектор Бразилии; таков был его подход к проектированию, благодаря которому все его проекты не только поражают, но и восхищают нас и по сей день. Упрощение средств, затрачиваемых для достижения определенной цели, приводит не только к отстранению от архитектуры, как творческого начала, но и вымиранию архитектуры как искусства в целом.

 

 

2. Отсутствие деталей - монотонность городских подстроек. Индустриальные методы строительства приводят к избытку больших плоскостей в архитектуре. Большие монотонные стены, сплошной стеклянные фасад, жилые многоэтажки, не отличающиеся одна от другой – все это несет подавляющее воздействие на человека. Отсутствие зрительных деталей или количественный их недостаток включают в себя гомогенные визуальные поля. В городских условиях гомогенные визуальные поля образуются торцами зданий, заборами, крышами, асфальтовыми дорогами. Гомогенизация городской среды связана с применением панелей и стекла большого размера, ДСП, пленок, линолеума, фанеры, пластика В таком окружении глаз не может полноценно работать, так как в такой среде глазу не за что зацепиться, что неизбежно ведет к ощущению дискомфорта.
Особое значение имеет также и цветовое оформление фасадов зданий, ведь каждый цвет вызывает у человека цепь ассоциаций, которые влияют не только на его психологическое и эмоциональное состояние, но и на физиологическое.

3. Синтаксический подход при обучении в вузах. Синтаксический подход к архитектурной форме в целом и к архитектурной композиции в частности, распространенный во многих архитектурных школах России, да и за рубежом тоже, нацелен в основном на «грамматику и на синтаксис» архитектуры, и отвечает за «ремесленную» сторону архитектуры. Семантика же, отвечающая за смысловую сторону архитектуры как искусства, а не ремесла, дает большие образно-знаковые и символические возможности архитектуре не только в плане смысловыражения, но и в плане смыслообразования, превращая «говорящую» архитектуру в «поэзию» архитектурных форм

4. Эниовоздействие и композиционное расположение сооружений. Как не может быть случайным поведение и эмоции человека, так каждое архитектурное решение оказывает на нас определённое воздействие. Осознанное проектирование означает целенаправленный выбор объёмно-пространственного, композиционного и любого другого решения, предполагая, какое воздействие оно будет оказывать на человека и стремясь к достижению наилучшего.

Не исследовав участок для застройки на предмет эниовоздействия, можно нанести вред здоровью человека гораздо более сильный, чем нехватка витаминов. Так, сотрудники научно-исследовательского центра «Экватор» провели в городе Омске анализ помещений, жители которых умерли от рака и установили, что причиной развития раковых опухолей было расположение спальных мест как раз на пересечении сеток Хартмана и Кюри.

 

Пути решения

Исходя из упомянутых выше факторов влияния архитектуры на человека, предлагаю несколько путей решения данных проблем, еще раз подчеркивая всю значимость и актуальность вопроса:

 


 

1. Обращение к природе и творчеству. Нет ничего более естественного, чем то, что создано природой. Все, наверняка, слышали о триаде римского военного инженера и архитектора Ветрувия: «Польза, прочность и красота». Красота здесь, вовсе не стоит на последнем месте – все три компонента безразрывно связаны между собой. Если представить равнобокий треугольник, углами которого являются польза, прочность и красота, то последняя будет вершиной этого треугольника, а польза и прочность лягут у основания. Необходимо забыть о личной выгоде и финансовой зависимости, чтобы посвятить себя искусству и творчеству, для того чтобы создать по-настоящему благоприятное окружение для человека.

 

 

2. Оживление монотонных районов. Путем озеленения местности, добавления различных архитектурных деталей (портик, колонны, эркер, декор), используя колористику, мы сможем избавиться от гомогенных полей. Ограничение этажности домов придаст окружению более естественный, гармоничный вид.

3. Осознанное проектирование. Выбор места, грамотное объемно-пространственное, композиционное, планировочное решения помогут не только создать благоприятную среду для жизни, но и могут стать лекарством от заболеваний, а также помогут культивировать в человеке хорошие качества характера, увеличивать интенсивность жизни и приносить эстетическое удовольствие.

Архитектура способна задавать темп жизни и настроение в обществе. Она способна восхищать и подавлять, заставить нас почувствовать тревогу или спокойствие, обострить негативное сознание или , наоборот, проявить чувства к прекрасному. Еще в далеком прошлом архитекторы древнего Египта, Греции, Китая понимали это и использовали в строительстве своих городов и культовых сооружений. Давайте и мы не будем забывать об этом.

 

Литература:

1. «Скрытый потенциал архитектуры», Зденежных И.А. [Электронный ресурс] URL: http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz22_pril/34/template_article-ar=K41-60-k50.htm

2. «Видеоэкология», Новиков Дмитрий [Электронный ресурс] URL: http://novikov-architect.ru/videoecology.htm

3. Страутманис И. А. «Информативно-эмоциональный потенциал архитектуры». М., Стройиздат, 1978.

 

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться (либо зарегистрироваться)

Комментарии

  • Комментариев пока нет